В начале нового года в России введен в действие новый вид наказания для осужденных – ограничение свободы, которое в народе назвали «домашним арестом». Примерное количество осужденных, которым может быть назначен новый вид наказания в нашей стране, может составить 113 тысяч в год – заявляет УФСИН России. А отслеживать местонахождение преступника правоохранительные органы будут с помощью специальных браслетов.
Как пояснила «Вечерке» пресс-секретарь облсуда Юлия Соколенко, домашний арест к нововведению не имеет ровным счетом никакого отношения. Как таковой он существует (введен в действие) в России еще с 2002 года и является – подчеркивает Юлия Соколенко – мерой пресечения. То есть пока в отношении гражданина идет следствие, суд по ходатайству следственных органов может принять решение о том, чтобы арестовать человека, поместив его в СИЗО, либо отпустить под подписку о невыезде, либо посадить под «домашний арест». При этом последний вид меры пресечения в России используется редко, хотя единичные случаи в практике судов уже имеются. На прошлой неделе, кстати, Следственное управление СК при Прокуратуре РФ по Омской области сообщило о первом в своей практике (!) назначении домашнего ареста главе Ключевского поселения Олегу Иванову. Его обвиняют в противодействии сотрудникам милиции.
Теперь собственно о нововведении. Ограничение свободы, появившееся после того, как 27 декабря президент Дмитрий Медведев подписал закон о внесении поправок в отдельные законодательные акты, подразумевает уже непосредственное наказание для осужденного гражданина. Это ограничение суда на изменение места жительства, места работы или учебы, на выезд, посещение определенных мест и т. д. Так, например, судья может запретить человеку посещать клубы и ночные развлекательные заведения, выходить из дома после 22 часов или увольняться с работы. Такое наказание может назначаться на срок от 2 месяцев до 4 лет за преступления небольшой степени тяжести, а в качестве дополнительного наказания – к лишению свободы на срок от полугода до двух лет – за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Впрочем, новое наказание не так уж и ново, поскольку слишком похоже на старое, давно практикуемое – условный срок. При условном сроке осужденный в установленные сроки отмечается в уголовно-исполнительных инспекциях, то же самое он должен делать и при ограничении свободы. В то же время инспектора УФСИН могут отслеживать, где находится «объект», с помощью так называемых технических средств. Например, с помощью электронных браслетов. За злостное уклонение от исполнения режима предусмотрена уголовная ответственность – реальный срок.
Будут ли омских осужденных отпускать с браслетом на ноге – большой вопрос, ответ на который зависит от того, сможет ли наша служба исполнения наказаний (УФСИН) приобрести эти технические средства и набрать кадры для «слежения» за осужденными. Появятся ли в Омске преступники в браслетах, покажет время.