Если еще в 2008 году замороженные стройки и оставшиеся без квартир дольщики были явлением исключительным, то в 2009 году из-за кризиса это приобрело обвальный характер. Чтобы справиться с ситуацией в области и городе, губернатор и мэр создали и возглавили специальные комиссии. В итоге общими усилиями к концу года удалось ввести около 40 из 80 проблемных домов. Однако чтобы закончить остальные, зачастую застопорившиеся на начальной стадии строительства, еще придется как следует потрудиться и власти, и застройщикам.
О том, что ситуация с обманутыми дольщиками в Омске начинает разгораться, стало понятно еще в конце 2008 года. Тогда вдобавок к уже традиционно срывающему сроки ЗАО «ПИК-Регион» и замороженным домам в высокой степени готовности ООО «Эллипс» на Завертяева работу на своих многочисленных стройках остановило ООО «ОмСтрой-2001» во главе с известным омским застройщиком Виктором Бергом. Тогда же выяснилось, что большинство омских дольщиков не защищены от банкротства, так как подписывали не договоры об участии в долевом строительстве, как это предписано в федеральном законе, а ничего не значащие при банкротстве предприятия договоры инвестирования. Всего в области на тот момент было приостановлено 36 домов с тремя тысячами дольщиков из 155 многоквартирных домов.
Однако никто еще не мог представить, каких масштабов ситуация достигнет в 2009 году. Начиная с конца зимы сообщения о замороженных стройках появлялись с тревожной регулярностью. За это время проблемы с финансированием «всплыли» на объектах ООО «РоКАС» Юрия Шушубаева, «СМУ-1 КПД» Юрия Заборовского (по количеству замороженных домов этот застройщик практически сравнялся с «ОмСтроем-2001»), «СПЭКа» Владимира Дрокина, «МИГа-21», «Сибстроя», «Сибстроя-2000» и других. К концу года количество проблемных домов в Омске достигло восьмидесяти. Перед многими застройщиками замаячила перспектива банкротства («ОмСтрой-2001» в результате стало одной из компаний, в отношении которых суд установил внешнее управление). В итоге ситуация накалилась настолько, что на омские проблемы обратили внимание в Москве. В результате, чтобы изучить ситуацию на месте, в мае Омск посетила делегация группы Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков во главе с ее председателем, депутатом Государственной думы Александром Хинштейном.
Под личную ответственность
Во время заседания комиссии по проблемам дольщиков с участием Хинштейна и губернатора Омской области Леонида Полежаева глава региона принял решение лично заняться решением проблемы дольщиков. Для этого наряду с уже работающей не один год комиссией по защите прав дольщиков в региональном министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса была создана областная межведомственная комиссия, которую губернатор и возглавил. Примеру Леонида Полежаева последовал и мэр Омска Виктор Шрейдер, который возглавил городскую комиссию по решению проблем дольщиков.
Были сделаны и другие организационные выводы. В частности, в Омской области появилось Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области под руководством Олега Хилько, которое взяло на себя функции расформированных Главного управление государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) и вневедомственной экспертизы Омской области, а также областной жилищной инспекции. Соответственно руководители структур Алексей Калачевский и Александр Андрюшенков потеряли свои посты. Тем не менее, Александр Андрюшенков позже возглавил специальный отдел в департаменте строительства администрации Омска, который должен был заниматься исключительно проблемами дольщиков.
Несмотря на то, что комиссии были еженедельными, на деле работа с застройщиками шла каждый день, так как тут и там появлялись все новые проблемы, которые предстояло решать оперативно. Последние месяцы года директор департамента строительства администрации Омска Сергей Козубович буквально каждый день выезжал на проблемные объекты и лично обсуждал с дольщиками варианты выхода из ситуации. Также он вел переговоры с застройщиками в поисках решения проблемы. Кроме организационной помощи (вроде поиска потенциальных покупателей на активы застройщиков и помощи в освобождении застройщиков от платы за присоединение к инженерным сетям) и постоянного контроля за ситуацией, область и город оказывали и финансовую поддержку дольщикам. Например, областной минстрой выделил субсидии на достройку трех домов «ОмСтроя-2001» в высокой степени готовности, а мэрия за счет городского бюджета провела работы по благоустройству придомовых территорий домов на Завертяева и нескольких наиболее законченных домов у «СМУ-1 КПД».
Посадить нельзя помиловать
В большинстве своем застройщики охотно шли на сотрудничество с властями (разве что директора «МИГа-21» Вадима Титова несколько раз приходилось искать с помощью правоохранительных органов), однако некоторым это обстоятельство не помогло избежать заключения под стражу по обвинению в мошенничестве. Первым «сел» бывший руководитель ООО «Сибстрой» Игорь Михеев (по его версии, он стал жертвой рейдерского захвата), а вслед за ним директор «СМУ-1 КПД» Юрий Заборовский. Виктора Берга, несмотря на неоднократные попытки следственных органов, взять под стражу не удалось. Впрочем, арест Заборовского только усложнил задачу по достройке замороженных домов, так как в компании поначалу просто не осталось человека, который мог бы принимать какие-либо решения. Сейчас переговоры мэрия ведет с его дочерью, на которую Заборовский выписал доверенность.
Вдобавок ко всему погреть руки на чужом имуществе, воспользовавшись шатким положением хозяина, пожелали и другие лица. В частности, неожиданно из-под носа Виктора Берга его бывший партнер и сотрудник «увел» недостроенную базу, которая должна была стать ключевым активом при оздоровлении компании с участием потенциального инвестора банка «Ак Барс». В настоящее время арбитражный управляющий компании Юрий Корниенко предпринимает попытки вернуть ее в судебном порядке.
Первая половина
Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию, в конце года только на территории Омска удалось закончить около 40 домов из всех замороженных строек с участием дольщиков. Добиться этого получилось в том числе и благодаря собственным действиям руководителей компаний. Например, Юрий Шушубаев на достройку «Ясной поляны» привлек кредит казахского «АТФ-Банка», а директор «ПИК-Региона» Тимофей Кушхабиев договорился с одним из своих подрядчиков о том, что тот завершит работы на нескольких домах за свой счет в обмен на непроданные квартиры в недостроенных домах. Наиболее скандальный выход из положения нашел Владимир Дрокин. Каким-то образом ему удалось убедить дольщиков своего комплекса «Золотые купола» взять кредит в «Ак Барс» банке на свое имя и отдать эти деньги ему на завершение строительства без всякого договора. В результате сейчас дольщики «попали» на круглые суммы. В итоге мэру Виктору Шрейдеру пришлось договариваться с руководством банка об отсрочке платежа для дольщиков.
Несмотря на то, что половина из проблемных домов в Омске уже сданы, это не значит, что половина всех проблем решена. Дело в том, что оставшиеся недострои в большинстве своем находятся на начальной стадии строительства, поэтому для того чтобы найти средства на их достройку, придется как следует потрудиться. Особенно, если руководители этих застройщиков окажутся за решеткой. Тем не менее, по словам Виктора Шрейдера, никто эти дома бросать не собирается. В 2010 году работа комиссий вряд ли закончится. Между тем, как сообщил на итоговом заседании областной межведомственной комиссии губернатор Леонид Полежаев, те дольщики, которые окажутся обманутыми и после 2009 года, помощи со стороны городской и областной администраций уже не получат. Потому что в таком случае они сами будут виноваты, что не прислушались к неоднократным рекомендациям главы региона покупать квартиры только в сданных домах. Тем более что на рынке таких квартир сейчас переизбыток.