Когда доктор… заслуженная артистка России

Когда доктор… заслуженная артистка России

Омский фониатрический центр, которым вот уже свыше трёх десятилетий руководит его создательница Людмила Доронина, известен далеко за пределами нашего отечества. В 2006 году Людмила Михайловна была признана лучшим врачомоториноларингологом России, а в 2009-м её коллектив справил новоселье в Клиническом медико-хирургическом центре министерства здравоохранения Омской области.

Здесь по сравнению с прежними помещениями просто хоромы, а новейшей аппаратуре, которая появилась в центре благодаря губернатору Леониду Полежаеву, могут позавидовать и столичные светила оториноларингологии. Знаменитые пациенты… «Служба Дорониной», как часто называют это уникальное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, занимается лечением взрослых и детей с функциональными и органическими дисфониями, с послеоперационными расстройствами голоса. Реабилитация пациентов с онкологическими заболеваниями гортани до и после хирургических вмешательств – тоже привычное дело. А ещё лишь здесь утративших голос могут научить говорить с помощью электрогортани или пищевода. В среднем за помощью в Центр только по поликлиническому приёму ежегодно обращается до тринадцати тысяч человек.
– Однако если судить о работе центра по публикациям в прессе, то главное наше предназначение – врачевание людей творческих, начиная с местных служителей муз до приезжающих на гастроли в Омск «звёзд» и «звёздочек» эстрады, – немного обижается Людмила Михайловна.
Да, знаменитости для Дорониной не в диковинку, чем и интригуют читателей о ней пишущие. Их фотографиями и афишами с благодарственными автографами завешены стены всех кабинетов центра. Алла Пугачёва и Евгений Петросян, Роза Рымбаева и Лев Лещенко, Маша Распутина и Филипп Киркоров, Ярослав Евдокимов, Валентина Толкунова, Анна Веске, Александр Розенбаум… Всех не перечислить. Самая свежая афиша, ещё пахнущая типографской краской, в подарок и на память – от хора Турецкого.
– Одним из них, – рассказывает Людмила Михайловна о знаменитостях, не называя, конечно же, имён и не вдаваясь в подробности, поскольку чтит врачебную этику, – мы поправили севший накануне выступления голос, других избавили от насморка, третьим вернули полноценный слух, удалив, уж извините, серные пробки… Но в подавляющем большинстве наши главные пациенты, – подчёркивает она интонационно это словосочетание, – простые люди. С улицы, как говорят в народе…
– «Мы поправили голос…», – цепляюсь я, однако, за сказанное прежде.
– Конечно же, мы! – тотчас понимает меня Доронина, делая ударение на местоимении. – Врачи-оториноларингологи и фонопеды, работающие в центре. Служба-то наша в первую очередь фониатрическая. А фонопеды как раз и специализируются на физиологии и патологии голосового аппарата человека. Без фонопеда, скажу проще, голос не поправить и не поставить, а уж вернуть, скажем, после операции на гортани вообще невозможно…

…и знаменитые врачи
Сейчас в службе Дорониной два фонопеда – недавно окончившая институт Юлия Кривых, начинавшая здесь медсестрой, и Ольга Михайловна Бржезинская. Юлия – фонопед-речевик, а Ольга Михайловна – фонопед-вокалист. Эти специализации в принципе родственны, но песенно-гимнастические упражнения развивают и шлифуют голосовые возможности при восстановлении техники речи после парезов, дисфоний и других специфических заболеваний.
– Что-то фамилия вашего фонопеда-вокалиста мне очень знакома, – говорю я Дорониной.
– Ещё бы! – смеётся Людмила Михайловна. – У нас ведь знаменитости не только лечатся, но и работают. И афиш, в том числе и премьерных, у Ольги Михайловны, пожалуй, не меньше, чем у Аллы Борисовны, – показывает она глазами на портрет Пугачёвой. – И будь мы не государственным, а частным медицинским учреждением, представляете, какую рекламу можно было сделать нашему центру?
– Да ваша служба, Людмила Михайловна, в рекламе не нуждается, – говорю я, но представляю бегущую строку на электронном таблоиде в центре Омска: «В фониатрическом центре вам помогут вернуть голос лучший оториноларинголог РФ Людмила Доронина и фонопед Ольга Бржезинская – заслуженная артистка России!»…
 – Правда, когда я познакомилась с Ольгой, пришедшей ко мне с застуженным горлом, она никакого звания ещё не имела, хотя была уже у всех на слуху – прима музыкального театра. В ту пору, впрочем, театр назывался иначе – музыкальной комедии, но её сольные партии в опереттах «Сильва», «Весёлая вдова», «Король вальса», «Мистер Икс» и других уже успели покорить искушённых в этом искусстве омичей. Да и наш центр тогда считался просто фониатрическим кабинетом, – вспоминает Доронина. – Пришла, подлечилась, а потом как-то незаметно стала моей помощницей, прибегая в кабинет в свободные от репетиций, спектаклей и семейных забот дни. Ставки фониатра тогда у меня не было, а когда через два года её всё же дали, поскольку фониатрический кабинет без фонопеда – это нонсенс, лучшей кандидатуры на эту должность не нашлось. С тех пор и работаем вместе и рядом, но по особому расписанию для Ольги Михайловны – она по-прежнему служит в театре. И недавно мы поздравили её с тридцатилетием штатной работы в фониатрии…
В Омск с мужем и сыном Ольга Бржезинская приехала в 1970 году. Из Оренбурга. Не знаю, как её муж, но Ольга с подросткового возраста была легка на подъём. Уроженка Акмолинска, в середине прошлого века переименованного в Целиноград, а теперь ставшего Астаной – столицей Республики Казахстан, она сразу после окончания школы полетела, как на крыльях, поступать в Новосибирское музыкальное училище. Девочке из простой рабочей семьи чуть ли не с пелёнок сулили успех на музыкальном поприще, а в школьной самодеятельности она была первой из первых. Однако вместо музучилища, порог которого, вдруг оробев, переступить постеснялась, сдала экзамены в швейный техникум.
Конструктор-модельер – звучное, конечно, название полученной профессии, но тяга к музыке, не оставляющей её даже во сне, оказалась звучнее, и Бржезинская стала студенткой Уральской государственной консерватории имени Мусоргского. Диплом Ольга получила свободный, вполне могла остаться в Свердловске, ныне вернувшем прежнее своё имя – Екатеринбург. Да сердце, что ли, подсказало не отказываться от приглашения в Оренбургский театр музыкальной комедии, директора которого покорило её меццо-сопрано. Здесь она прослужила артисткой восемь лет, отшлифовав свой природный дар, и встретила, не обманувшись в предчувствии, суженного судьбой – коллегу Георгия Котова. Георгий Валерьянович давно уже не только актёр, но и режиссёр – теперь Омского государственного музыкального театра. Нынешний «конёк» Ольги Михайловны – характерные роли в эпизодах «Доротеи», «Голландочки», «Любиной рощи»…

Юбилеев много не бывает
Минувший июнь стал для нашей героини настоящим праздником. На II Международном фестивале «Панорама музыкальных театров», проведённом в Омске, была представлена оперетта «Бабий бунт» композитора Евгения Птичкина по «Донским рассказам» Михаила Шолохова, первая постановка которой в музкомедии города на слиянии Оми с Иртышом ещё в 70-е годы считается и по сей день в музыкальном мире хрестоматийной. «И отрадно, – отметил исполнительный директор фестиваля Борис Ротберг, – что в нынешнем спектакле мы вновь увидели тех, кто играл ещё в первом «бунте», – народных артистов России Георгия Котова и Валентину Шершнёву, заслуженных артистов Ольгу Бржезинскую и Владимира Ошкукова…» А к новому и совсем недалёкому празднику, связанному с её 40-летним юбилеем на омской сцене, Ольга Михайловна сейчас готовится.
– И мы всем центром головы ломаем, каким ещё подарком порадовать нашу Ольгу Михайловну, – призналась Людмила Доронина. – Вот в народе говорят: пришла беда – отворяй ворота. Здесь всё ясно. А когда одно за другим следуют счастливые события? Ведь между уже случившимся «фониатрическим» юбилеем и предстоящим сценическим мы отметили и круглую, как говорится, дату в её жизни. О возрасте женщин, правда, говорить не принято, да в случае с Ольгой Михайловной всё равно никто, кто знает её как артистку и фонопеда, не поверит, сколько ей лет по паспорту. Разве что если так сказать: трижды по двадцать пять. А ещё, знаете, я на юбилейном дне рождения Бржезинской наконец поняла, почему она, не обделённая известностью и достатком, столько десятилетий занимается подвижничеством в фониатрии. Потому что она фонопед по призванию, как в музыке и на сцене. Да и диплом в Уральской консерватории Ольга Михайловна защитила не по вокалу, а как педагог-вокалист…

ОмскПресс