Акварели с запахом дождя и тумана

Общество

Акварели с запахом дождя и тумана

В последнее время Саяны вспоминают только в связи с катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС. Однако в первую очередь это удивительно красивые места с уникальной природой. Увидеть всю прелесть Саянских гор омичи смогут на выставке художника, оставившего там свое сердце, – Александра Краснопёрова.

Саянские акварели члена Союза художников Александра Красноперова пролежали в папке на полке его мастерской около двадцати лет. Привыкший работать маслом художник даже не думал, что его акварельные пейзажи могут представлять для кого-то ценность. И лишь благодаря счастливой случайности о существовании работ узнала главный хранитель музея «Либеров-центр» Нина Шугаева. Так появилась выставка под названием «Саяны», которая открылась в музее «Либеров-центр» в конце декабря.
– Когда мы с Анной Терешкиной отбирали работы для выставки, оформляли их, то испытывали почти физическое наслаждение. От пейзажей как будто пахнет дождем и туманом. Даже мурашки бегут по коже. Ведь все акварели выполнялись на пленэре, то есть на природе. На них даже видны капли самого настоящего дождя или иней от подмерзшей воды Енисея, в которую окунал художник свои работы, – рассказывает Нина Шугаева.
Александр Красноперов заболел Саянами еще в 1963 году, во время поездки «по ленинским местам»:
– Близилось столетие Ленина, и художники со всей России отправились «по ленинским местам». Не стали исключением и мы с Юрием Федотовым. Нас занесло в поселок Майна. Тогда строительство ГЭС только намечалось. Меня сразу поразили красота и величие этих гор.
Семь раз художник возвращался на Саяны за новыми впечатлениями. Жил в основном во времянках с рабочими ГЭС. Он смог запечатлеть разные этапы строительства станции в своих работах. Однажды даже стал свидетелем аварии на мосту через Енисей. Во время работы один пролет моста рухнул в воду, и вся бригада строителей ушла под лед. Спасся всего один рабочий, с которого Красноперов впоследствии писал портрет.
– В советское время эту стройку называли великой. Поэтому я хотел показать омичам, как она выглядит, что из себя представляет. Очень долго я выбирал походящую точку обзора, рисовал этюды. И в 1984-м сделал полотно 1,5 x 2 метра, изображающее ГЭС где-то на середине строительства. Оно дважды побывало на областных выставках. Есть такая же акварель. Правда, после аварии даже страшновато смотреть на эти работы, – говорит Александр Фокеевич.
В 1981 году в творческой судьбе художника случилась трагедия. На комбинате по оформлению города, где он тогда работал, случился пожар. Сгорели все картины Красноперова, собранные для выставки к его пятидесятилетию: 150 работ маслом и около 80 акварелей.
– Для меня это было таким ударом, что я слег и месяц ничего не делал. Жить не хотелось… Но нужно было поднимать дочек, работать. И после пожара я снова собрался и поехал на Саяны в 1983 году. Как и в первые поездки, работать приходилось, сидя на почти отвесной скале, при любой погоде. Вешал этюдник на шею и карабкался вверх. Если падала кисть, то можно было с нею попрощаться, – вспоминает художник.
 Работы, на которых изображена станция в процессе строительства, поражают величием и масштабностью сооружений. Однако если вы думаете, что выставка переполнена советским ура-патриотизмом, ничего подобного. Легкие и воздушные акварели пронизаны духом тех мест. И лишь один-единственный БелАЗ с колесами в человеческий рост напоминает о том, кто был хозяином этой великой стройки.

ОмскПресс