Диверсифицировать экономику

Политика

Диверсифицировать экономику

В минувший вторник состоялась пресс-конференция губернатора Омской области Леонида Полежаева по итогам года. Мероприятие продолжалось почти два с половиной часа, и вопросов руководителю региона было задано много. «Обозреватель» остановился на самых интересных и актуальных ответах губернатора. Основная мысль, которую он выразил, в том, что региону удалось диверсифицировать экономику ещё до кризиса, когда мы потеряли «Сибнефть».

Подавляющее большинство вопросов касалось, естественно, жизнедеятельности региона в целом, его экономической и строительной сферы. Леонида Полежаева сразу спросили, как отразился на Омской области кризис.
— Ничего сверхординарного, не связанного с общекризисными явлениями на территории России в области не произошло. Алгоритм тот же. Падение производства, снижение покупательной способности, безработица, снижение доходов населения. И, естественно, снижение таких макропоказателей, как ипотека и курс учетных ставок. Этот «набор» не обошел ни один регион. Разница в том, как преодолевать эти условия.
Могу сказать, что говорил раньше: для Омской области кризис не был неожиданным. Антикризисные мероприятия, которые мы представили правительству, были признаны одними из самых эффективных среди всех в 2009 году. Эти мероприятия — то, что нами делалось с выводом «Сибнефти» из Омской области. Для нас фаза потери такого налогоплательщика была гораздо жестче, чем фаза кризисного периода 2009 года.
Мы использовали время, чтобы диверсифицировать собственную экономику: повысить доходность предприятий, работающих на территории, ввести новые мощности, обеспечить рабочие места. Эти же методы автоматически перешли на кризисный период. Мы были адаптированы к условиям кризиса.
Если посмотрите объемы инвестиций 2008‑го и 2009‑го — увидите, что по инвестициям мы имели небольшой спад. Область — один из самых крупных инвестиционных рынков в СФО. Реализация таких проектов сегодня идет. Это и завод по производству стеклянной тары, и завод по производству полипропилена.
— Будет ли регион лоббировать строительство новых энергетических мощностей? Какие существуют проекты и кто может выступить инвестором?
— Проблема энергетики для Омска не новая. Те мощности, которые в области есть, давно исчерпаны, но и на рынке купить энергию тоже не представляется возможным. Нет в области развитой сети, недостает повышающих подстанций, способных принять большие объемы энергии. Вопрос сегодня состоит не в том, как построить заводы, а в том, как решить проблему их энергообеспечения. Это сегодня ключевая проблема. Без ее решения мы просто остановим развитие даже в рамках тех проектов, которые задуманы на 2010 год. Завод полипропилена, часть мощностей агрокомплекса, завод стеклотары находятся за пределами доступных энергомощностей.
Неделю назад была встреча с представителями «ИНТЕР РАО» (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», один из учредителей ТГК-11. — Авт.). Мы рассчитываем, что «ИНТЕР РАО» серьезно подойдет к вопросу создания генерирующих мощностей в области. Это касается реконструкции ТЭЦ-3 и строительства новых мощностей. Я больше рассчитываю не на ТЭЦ-6, которая всем оскомину набила и надоела. По-моему, ничего из нее не получится.
Рассчитываю на строительство крупных подстанций. Правительство три дня назад утвердило проект подстанции «Прибрежная». Это больше 1,5 млрд рублей. Решим проблемы за счет притока энергии из других территорий, возможно будем покупать ее в Казахстане.
— Каковы перспективы для строительного комплекса в 2010 году?
— Развитие ипотеки. Как бы ни было, ставки будут снижаться, доступность кредита увеличиваться. Принятие решений по использованию материнского капитала расширяет число возможных участников долевого строительства. Кстати, во втором полугодии оживился строительный рынок. Построено 600 тыс. кв. метров. Это немного, но мы не форсируем ситуацию. Должен сказать, что, как мы и обещали, 7,5 тысячи дольщиков получат свои квартиры 1 января. С остальными долгами рассчитаемся в 2010 году.
В целом строительный комплекс не так уж и плохо чувствовал себя в этом году. В 2010 году мы резко увеличим государственную ипотеку и поддержку строительства частных домов в селе. На алтарь положим все, что только можно.
— Как вы оцениваете итоги праймериз «Единой России» по выбору единого кандидата на должность мэра Омска?
— Это был первый опыт «Единой России» в миллионном городе. Проводили, когда в уставе партии такой нормы не было. Считаю, что это правильное и серьезное мероприятие. То, что действующий мэр получил подавляющее количество голосов, говорит в пользу авторитета и «Единой России», и тех, кто участвовал в праймериз.
— Как складывается ситуация с подготовкой к 300‑летию Омска?
— Так звезды сложились, что предъюбилейные годы выпали на кризисный период. Те дивиденды из федерального бюджета, которые мы могли бы получить для решения наших инфраструктурных и экономических проблем, мы получить не сможем. И в этом смысле в плане проведения праздников, не теряя надежды на выполнение обязательств и распоряжений правительства, акцент надо делать больше на свои силы, на внебюджетные источники.
Несколько вопросов, заданных журналистами, касались личности губернатора. В частности, у Леонида Полежаева спросили, что он расскажет в видеоблоге.
— Интернет сегодня — серьезный медиаресурс. Не надо тайн мадридского двора, мы внутренний регион России, обеспечивающий жизнедеятельность двух миллионов человек, и жители должны знать, что делается, что думает власть. Мы должны иметь возможность обратной связи. Ее я могу получить только через Интернет.
Не все мои коллеги меня правильно понимают. Есть желание закрыться, слушать поменьше критики. Но если мы со страниц газет уберем то, что, по мнению кого-то, кажется вредным для народа, то мы сделаем свою деятельность для людей неинтересной. Я категорический противник цензуры любых СМИ. Я ни с кем не сужусь, ни на кого не жалуюсь, хотя иногда не очень объективная информация проходит. Бог с ним.
— Вы бываете во многих поездках, на многих встречах. Сейчас свиной грипп, но вас никто не видел в маске. Как удается не болеть?
— Со мной происходит то же, что и со всеми. Нет ничего божественного, так же простужаюсь. Другое дело, что мне приходится не давать себе распускаться. А маску я и не собирался надевать. Для меня этот грипп с самого начала представлялся крупной фармацевтической аферой. Но есть решения правительства. Не скажешь же: «Не буду делать!» Выполняли, до сих пор выполняем.

ОмскПресс