Андрей ПОДГОРБУНСКИХ: «Нам удалось создать жёсткую систему контроля за нормативными актами»

Общество

Андрей ПОДГОРБУНСКИХ: «Нам удалось создать жёсткую систему контроля за нормативными актами»

Свой профессиональный праздник 3 декабря отмечали юристы, в том числе и муниципальные. В преддверии Дня юриста «Обозреватель» решил выяснить у директора департамента правового обеспечения Андрея Подгорбунских, как действует и развивается муниципальная юридическая служба по которой люди судят о муниципальной власти:

– Департамент правового обеспечения участвует в судебных процессах, где истцом или ответчиком выступает мэр или городская администрация в целом. Остальные судебные разбирательства, касающиеся вопросов местного самоуправления, сопровождают юридические службы структурных подразделений горадминистрации. Но наш департамент, являясь координирующим правовым органом, осуществляет постоянное взаимодействие с руководителями юридических служб структурных подразделений, в том числе путем проведения еженедельных совещаний, поэтому мы в курсе всех судебных дел. В случае необходимости наши специалисты оказывают консультации, а по наиболее сложным делам осуществляется коллегиальное обсуждение.
Становление местного самоуправления сопровождалось значительным количеством судебных споров. Сейчас функции разных ветвей власти более-менее разведены, споров стало намного меньше, но процесс разграничения полномочий не прекращается. Споры возникают, как правило, из-за неясностей в законодательстве или различном его толковании по поводу того, чьими являются те или иные расходные обязательства при исполнении властных функций.
Так, больше года длилось судебное разбирательство по иску прокуратуры к горадминистрации с требованием убрать из акватории Иртыша в черте Омска останки затонувших кораблей, которые оказались бесхозными. Мы пытались доказать, что поскольку останки судов находятся не на берегу, а в воде, то и убирать их должен собственник реки, каковым муниципалитет не является. Однако суд, в том числе Верховный, не поддержал нашу позицию. Кроме тех останков кораблей, которые обязали убрать горадминистрацию, на Иртыше есть и другие, сейчас ведется работа по выявлению их владельцев, чтобы на них возложить обязанность по их утилизации.
В ходе кампании по капитальному ремонту жилых домов возникали массовые ситуации, когда владельцы квартир не допускали строителей. По нашей инициативе прошли судебные разбирательства по этой проблеме, в результате районные суды обязали владельцев квартир пускать строителей в период ремонта для проведения общедомовых работ. Эта проблема касается не только Омска, поэтому надеемся, что ее разрешит федеральный законодатель.
Значительное место в работе департамента занимают нормотворчество и подготовка инициатив по внесению изменений в федеральное законодательство. За последние четыре года было внесено 45 таких инициатив, какие-то из них были учтены, некоторые находятся на рассмотрении. По 185-му Федеральному закону мы внесли две инициативы, касающиеся проведения капремонта. Первая – разрешить муниципалитетам осуществлять контроль за качеством капремонта в период его проведения, а не по факту его завершения, как сейчас. Вторая – освободить малообеспеченных граждан от уплаты доли на проведение капремонта и передать право на решение вопросов финансирования капремонта на места. Из-за того, что далеко не все жители готовы оплачивать свою долю в капремонте, в программу не попадают дома, нуждающиеся в срочном ремонте. А если изменения в закон будут приняты, то степень финансового участия граждан в капремонте будут определять муниципальные власти. Обе эти инициативы находятся на рассмотрении в федеральных органах, будем надеяться, что по ним будет принято положительное решение.
Еще одним важным направлением нашей работы является правовая экспертиза всех нормативных документов, принимаемых в структурных подразделениях. Нам удалось создать жесткую систему контроля за нормативными актами структурных подразделений. Все подразделения направляют в департамент свои акты, а мы выявляем нарушения и ошибки. Созданная нами система позволила поставить барьер на прокурорском выявлении нарушений в нормативных актах, принимаемых в городской администрации. За счет повышения требований к качеству издаваемых нормативных документов в последние два года удалось почти в два раза уменьшить количество актов прокурорского реагирования, а вносимые протесты в основном касаются актов прошлых лет, которые пришли в несоответствие с изменившимися законодательными нормами.

ОмскПресс