Ограничить, чтобы сохранить

Общество

Ограничить, чтобы сохранить

В 2010 году в Омской области как мера соцподдержки сохраняется бесплатный проезд в городском сообщении, только с ограничением: в Омске и 18 районных центрах льготник сможет проехать бесплатно 30 раз в месяц. Но при этом расширяется зона действия льготных карт – без ограничений по ним можно будет ездить, например, на пригородных маршрутах. Об этом рассказал в понедельник министр труда и социального развития Омской области Андрей Бесштанько.

Неиспользованные поездки с наступлением следующего месяца сгорают. Ограничений нет в пригородном сообщении (пример: маршрут от улицы Партизанской в Фадино), межмуниципальном сообщении (проезд из села в районный центр), внутреннем речном и железнодорожном сообщении.
На детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, эти ограничения не будут распространяться, потому что, согласно требованию Федерального закона № 159, эти категории льготников имеют право на бесплатный проезд. В отношении инвалидов федеральное законодательство отменило транспортные льготы в 2005 году.
При обсуждении этих изменений в правительстве мэр Омска Виктор Шрейдер отметил важность разъяснительной работы с льготниками: каждый омич и житель областного поселения может получить распечатку своих поездок в центрах социальной защиты. Или получить на электронную почту, если есть такая возможность и нет желания стоять в очередях.
Решение о введении электронных транспортных карт (ЭТК) как мере учета льгот было введено в 2008 году. Льготникам выдали 440 000 ЭТК, система учета льгот заработала в городе на основе нелимитированных поездок. Министерство труда и социального развития совместно с департаментом транспорта администрации Омска подсчитали: за 10 месяцев 2009 транспортными картами воспользовались 195 000 льготников, из них 92% – городские льготники, 8% – жители муниципальных районов. В рабочие дни зафиксировано в среднем 215 000 поездок, в выходные – 172 000 поездок.
Министр труда и социального развития Омской области Андрей Бесштанько отметил, что в Омске уже всё готово в техническом плане и в плане программного обеспечения к переходу на новую систему учета поездок по льготным картам. Как он пояснил, решение правительства Омской области о введении персонифицированного учета транспортных льгот с помощью электронных карт обусловлено требованием федерального законодательства: условием выделения финансовой помощи регионам (в том числе по 213-ФЗ в части социальных доплат к пенсиям) является прозрачная система учета всех льгот в регионе.
А ограничить количество бесплатных поездок до 30 в городском сообщении было решено для того, чтобы сохранить основной объем льгот: к примеру, в следующем году, при росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги, объем льгот по оплате ЖКХ останется прежним.
Кроме того, в 2010 году для «активных» льготников – тех, кто совершает более 30 поездок, – сохраняется система льготных проездных билетов. Человек может иметь транспортную карту для неограниченного передвижения в межмуниципальном сообщении и приобрести льготный проездной билет. По данным министерства труда и социального развития Омской области, сегодня 150 000 льготников продлили свои электронные транспортные карты на 2010 год. Новое программное обеспечение, которое будет работать по системе «30 поездок в месяц», в течение декабря будет введено в ридеры (считывающие приборы, которыми пользуются кондукторы). В межмуниципальном и пригородном железнодорожном и водном сообщении система электронных транспортных карт начнет действовать 1 апреля 2010 года.
Невозможность переноса неиспользованных поездок на следующий месяц Андрей Бесштанько объяснил техническими особенностями: программное обеспечение, которое устанавливают на ридеры, может считывать только по 30 поездок на каждую карту.

Кто ездит по электронным картам
Ветераны труда 39%
Инвалиды второй группы 18%
Инвалиды третьей группы 12%
Многодетные семьи 7,5%
Труженики тыла 3,9%
Ветераны боевых действий 3,8%
Почетные доноры 3%
Дети-инвалиды 2,4%
Реабилитированные граждане 2,3%

Как часто ездят льготники
От 1 до 20 поездок 50,14% льготников
От 21 до 30 12%
От 31 до 40 9%
От 41 до 60 12%
От 61 до 80 7%

КОММЕНТАРИЙ
Андрей БЕСШТАНЬКО, министр труда и социального развития Омской области:
– У нас была альтернатива: разделить расходы областного бюджета на транспортную льготу – а это 850 млн рублей – на 450 000 пользующихся льготой граждан. Но в этом случае получается по 157 рублей на одного льготника, что составляет 17 поездок в месяц. Кроме того, гражданин лишается бесплатного проезда в межмуниципальном и пригородном сообщении вообще. Поэтому мы решили ограничить бесплатный проезд в городском сообщении до 30 поездок и не ограничивать проезд в межмуниципальном сообщении, внутреннем речном и железнодорожном транспорте. Я бы не сказал, что кто-то в этом случае будет ущемлен. Ущемление происходит, когда льгота вообще отменяется. Хотелось бы отметить, что Омская область является последним регионом России, сохранившим бесплатный проезд для всех категорий льготников как федерального, так и регионального значения. В других регионах льгота была монетизирована еще в 2005 году.

ОмскПресс