25 ноября Правительство Омской области приняло проект постановления «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан». Согласно проекту, электронные транспортные карты (ЭТК) будут действительны на территории всей области, но в городском сообщении введется ограничение – не более 30 поездок в месяц по одной ЭТК. Хотя это в два раза больше поездок, чем льготник получил бы при прямой монетизации, губернатор Леонид Полежаев высказал опасение, что тему ограничения могут неверно истолковать в околополитической среде. В связи с этим мэр Виктор Шрейдер сообщил, что в городе будет проведена масштабная разъяснительная работа.
Проект разработан с целью уточнения правил предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан.
По словам министра труда и соцразвития Андрея Бесштанько, более 450 000 омичей осуществляют право на бесплатный проезд и пользуются электронными транспортными картами. По подсчетам, в 2009 году было использовано 196 000 электронных карт, 92% этого количества – льготники, проживающие на территории города Омска. В этом году в будние дни было совершено 200 000 поездок, 160 000 – в выходные. В целом в Омске за 10 месяцев текущего года зарегистрировано 6 млн «льготных » поездок.
– Данным проектом предполагается провести персонифицированный учет мер соцподдержки по проезду на всех видах транспорта общего пользования не только на территории города, но и в других населенных пунктах. В автомобильном пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном, во внутреннем водном пассажирском транспорте, в ж/д транспорте общего пользования. Ведение такого учета обусловлено требованием закона № 213-ФЗ, – сообщил Андрей Бесштанько.
Персонифицированный учет мер соцподдержки будет осуществляться путем использования электронных транспортных карт.
Согласно плану минтруда, учет будет вводиться постепенно с 1 января по 1 апреля следующего года. Переход разделен на четыре этапа, в которые входят согласование необходимой технической документации, подготовка помещений, оборудование их компьютерами и связью, обучение персонала, приобретение необходимого аппаратного обеспечения.
При осуществлении перевода только в городском сообщении будет вводиться ограничение поездок по ЭТК – не более 30 в месяц независимо от вида транспорта населенного пункта, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку закон № 159-ФЗ предусматривает обязанность предоставления субъектом РФ бесплатного проезда для данной категории. Не использованные в течение календарного месяца поездки не будут переноситься на следующий месяц и не будут суммироваться. –
По данным учета, в Омске до 30 поездок совершают более 60% льготников. На межмуниципальное сообщение ограничение по поездкам не распространяется. Ограничение поездок вводится только в городском сообщении, – подчеркнул министр.
По его словам, возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки транспортным организациям, будет осуществляться на основании отчетов о фактическом количестве перевезенных граждан и стоимости проезда по тарифу, определенному законом. По подсчетам министерства, в 2010 году эти затраты составят 857 млн рублей.
– Это не рядовое решение, а очень серьезный социальный проект. Он мало в чем ущемляет интересы льготников, но неточное понимание этого проекта может вызвать ненужное психологическое напряжение. Мы с вами обязаны не только принять этот указ, но и грамотно объяснить людям смысл принимаемого решения, – прокомментировал губернатор Леонид Полежаев, – в случае, если мы виртуально согласимся монетизировать льготу, человек должен представлять, что на эти деньги он сможет проехать максимум 15 раз, а не 30.
С этим мнением согласились первый заместитель губернатора Евгений Вдовин и мэр Омска Виктор Шрейдер.
– Мы готовы на всех уровнях проводить разъяснительную работу, – сказал Виктор Шрейдер.
Евгений Вдовин подчеркнул, что переход на персонифицированный учет неизбежен, так как на уровне Федерации вся конструкция управления финансами строится на условиях нормирования.
– На самом деле потери от ограничения будут не так заметны. А то, что карта будет действительна на всей территории Омской области, приведет к эффективности бюджета, – высказался заместитель губернатора.
В итоге губернатор повторно подчеркнул важность разъяснительной работы на всех уровнях по этому проекту, потому что, по его мнению, «оппонентов найдется достаточно, даже не столько среди льготников, сколько в околополитической среде».