Ультиматум «королей»

Бизнес

Ультиматум «королей»

В риелторском сообществе, похоже, назревает очередной конфликт, поводом для которого стала публикация в газете «Рынок недвижимости». В обращении, направленном президенту Омского союза риелторов Игорю Осипову, агентство недвижимости «Славянский бизнес» заявляет, что «короли издательского рынка» втягивают омских риелторов «в войну». Не исключено, что амбиции медиамагнатов, которые уже привели к разногласиям внутри самого Союза, могут осложнить и его объединение с Гильдией участников омского рынка недвижимости, о котором обе организации пытаются договориться на протяжении последнего года.

Кому нужна война?
В газете «Рынок недвижимости» от 23 ноября было опубликовано обращение агентства недвижимости «Славянский бизнес» к президенту Омского союза риелторов (ОСР) Игорю Осипову. Компания – член ОСР – со страниц конкурентного Союзу издания заявила о «грязных интригах», в которые местных риелторов втягивают «некоторые амбициозные горячие головы».
– 6 ноября 2009 года у нас состоялась встреча с представителями журнала «Новый адрес». В ходе беседы нам были выставлены жесткие условия: либо мы убираем свою рекламу из газеты «Рынок недвижимости», либо журнал «Новый адрес» и газета «Недвижимость» нашу рекламу размещать не будут, – говорится в обращении. – Этот ультиматум подтвердил представитель газеты «Недвижимость», добавив, что никаких компромиссов не будет и что эти действия направлены на уничтожение газеты «Рынок недвижимости». Нас глубоко возмутили действия этих «королей издательского рынка». Они, не имея возможности предложить качественный продукт, решили втянуть нас, риелторов, в свою «грязную» войну…
На сегодняшний день в ОСР наметились определенные разногласия. Решаются вопросы трех-четырех крупных фирм, а интересы остальных членов ОСР никто не берет во внимание. На следующий день после публикации был собран координационный совет ОСР, на котором обсуждался вопрос включения в повестку дня общего собрания членов Союза обращения «Славянского бизнеса», и большинство проголосовало «за». Ориентировочно собрание запланировано на 15 декабря.
– Мне странно, что обращение к президенту опубликовано через СМИ, – говорит президент ОСР Игорь Осипов, – у нас хорошо поставлена работа исполнительной дирекции, и еще ни одно обращение от членов Союза не было оставлено без внимания. Именно по этому вопросу и был созван координационный совет. На мой взгляд, более логично через СМИ обратиться к издателям, принимающим эти решения. У меня, как у президента, нет полномочий влиять на коммерческие издания, а позицию Союза по этому вопросу можно выразить лишь после обсуждения ситуации среди членов Союза.

Что произошло?
Как рассказал «Обозревателю» директор ООО «Славянский бизнес» Ярослав Сергиенко, ультиматум был выдвинут всем компаниям, размещающим рекламу в «Новом адресе» и «Недвижимости».
– По тем или иным причинам все его приняли. От слов представители этих изданий быстро перешли к делу: в понедельник в обоих журналах не вышла наша реклама. При этом ОСР держит 10% акций журнала «Новый адрес», это издание членов Союза. Сняли нас и с портала «Город55», – рассказывает г-н Сергиенко. – Фактически нам не оставили права выбора. Но мы сами строим свой бизнес и размещаем рекламу там, где считаем нужным. Подобные ограничения мы считаем ущемлением наших интересов.
По словам руководителя «Славянского бизнеса», компания направила официальные запросы в редакции журналов «Новый адрес» и «Недвижимость» с просьбой разъяснить, почему реклама агентства не вышла в этих изданиях.
– После того как получим ответы, будем принимать решения, как действовать дальше – обращаться в какие-то судебные инстанции, УФАС или предпринимать что-то другое, – говорит Ярослав Сергиенко.
Президент Гильдии участников омского рынка недвижимости (ГУОРН) и медиагруппы «Премьер» Алексей Вераховский, владеющий журналом «Недвижимость», признал, что беседу с риелторами он проводил, но целью ее был вовсе не ультиматум:
– Нескольким компаниям было предложено сняться с «Рынка недвижимости», но по иной причине, – пояснил издатель. – Мы пытали
сь отговорить клиентов работать с недобросовестным изданием. По нашим данным, «Рынок недвижимости» приводит недостоверную информацию о своем тираже: реальный тираж его вдвое меньше, чем заявленный. По этому поводу на днях журнал «Недвижимость» подал заявление в Омское УФАС. И нашим рекламодателям мы объяснили, что их вводят в заблуждение.
Кроме того, по словам г-на Вераховского, реклама «Славянского бизнеса» из номера была снята просто потому, что компания не оплатила счета за размещение с начала ноября.
А вот Игорь Осипов всяческое давление на участников партнерства со стороны Союза отрицает:
– Никаких ограничений на публикацию рекламы членов ОСР в других изданиях Союз не вводил, – сказал он «Обозревателю».
Полпред президента Российской гильдии риелторов в Сибирском округе, генеральный директор омского ЗАО «МИЭЛЬ-недвижимость» Павел Кручинский быть «третейским судьей» в данном споре не берется, ссылаясь на занятость:
– С обращением компании «Славянский бизнес» я не знакомился, мы сейчас готовимся к форуму, – сообщил г-н Кручинский. – Поэтому пока оценивать ситуацию не буду.

За место под солнцем
Напомним, что газета «Рынок недвижимости», учредителем и главным редактором которой выступает Юрий Поляков, а издателем – ООО «ОмскЭкспо», в конце 2005 года вышла из состава ОСР. Со страниц своего издания тогда г-н Поляков обратился к координационному совету ОСР, назвав методы его работы «основанными на лоббировании своих интересов и давлении на рядовых членов ОСР». Сам же Союз, по мнению автора открытого письма, «начал превращаться в закрытую коммерческую структуру, желающую заработать на самих же агентствах недвижимости». После этого заявления и г-н Поляков, и его издание были негласно объявлены фигурами «нон-грата».
– Мы уже привыкли к периодическим попыткам нас уничтожить, – говорит Юрий Поляков. – Они не конкурируют в честной борьбе, а пользуются «черными» технологиями. Сейчас они продолжают свои попытки монополизировать рынок. Конечно, это влияет на наших рекламодателей – когда начинается война, бизнес строить невозможно. За всем этим стоят директора некоторых крупных агентств недвижимости, которые никогда не скрывали: на омском рынке слишком много риелторов, и они пытаются освободить место для своего бизнеса.
По мнению вице-президента ОСР Нины Карпенко, на рынке недвижимостиначался очередной передел:
– Сейчас мы наблюдаем первый этап – это устранение конкурентов. Оно происходит на уровне сокращения специализированных газет по недвижимости путем диктата юридическим лицам своих условий размещения рекламы в подконтрольном журнале «Новый адрес», – полагает г-жа Карпенко. – Будут и другие этапы, а конечная цель – монополизация рынка. Но это вряд ли удастся, так как на рынке работает много фирм, со своим авторитетом и клиентурой. Скорее всего, каждый будет бороться за свое место под солнцем. Обращение директора «Славянского бизнеса» к президенту ОСР осталось без ответа, а ведь основная цель президента – защита прав и законных интересов членов партнерства.

До основанья, а затем…
Ситуацию осложняет то, что у омских риелторов осталось полтора года на создание единой организации, которая будет являться официальным органом РГР на территории Омского региона (сегодня РГР в Омске представляют обе структуры; ГУОРН, к слову, имеет аккредитацию РГР на проведение добровольной сертификации риелторов). На протяжении года ГУОРН и ОСР периодически «сдвигали столики», но к единому решению так и не пришли. На какой базе должно происходить объединение сообществ: Союза, гильдии или же есть смысл создавать новую структуру? Игорь Осипов рассматривает два варианта – создание нового органа и вливание ГУОРН в ОСР. Причем последний вариант, по его мнению, в краткосрочной перспективе будет более безболезненным:
– Союз – это организация, профессионально ориентированная на риелторов, – говорит он. – За последний год в него вошли 13 новых членов, проведен ряд антикризисных мероприятий, в том числе по взаимодействию риелторских компаний с органами власти и другими организациями, позволяющими активизировать рынок недвижимости города. А создание новой организации в короткие сроки в условиях кризиса может осложнить профессиональную деятельность компаний.
Президент ГУОРН с позицией коллеги не согласен: – Бесспорно, объедине
ние полезно, – уверен Алексей Вераховский. – Но у нас в гильдии не все так считают. Люди опасаются, что сделать это на паритетных началах не удастся. Поэтому, я думаю, объединяться нужно на базе новой площадки. В противном случае участники одного из объединений могут проиграть. Мы готовы обсуждать, но до сих пор к разумному компромиссу не пришли.
– Переговоры об объединении ведутся регулярно, однако последние несколько недель мы не собирались, – говорит Павел Кручинский. – Надеюсь, со следующей недели мы возобновим встречи с представителями двух организаций для обсуждения, в какой форме возможно объединение.

ОмскПресс