Мясные переделы

Бизнес

Мясные переделы

О намерениях зайти на омский рынок мясопереработки объявил холдинг «Российские мясопродукты» (Новосибирск), что будет непросто в условиях жесткой конкуренции.

Переориентация
О своем намерении расширить экспансию в соседние регионы (в Омскую область – одну из первых) генеральный директор холдинга «Российские мясопродукты» (РМП) Виталий Штабный заявил после завершения сделки по приобретению производственных мощностей Новосибирского мясоконсервного комбината (НМК).
Предметом сделки стали производственные мощности НМК по выпуску колбас (общей площадью около 42 тыс. кв. м), объекты инфраструктуры, прилегающие земельные участки. Собственно, за счет совершенной покупки собственники РМП и рассчитывают увеличить, а в ряде регионов (как, например, в Омской области) обозначить свое присутствие.
– Расширение производственных площадей позволит увеличить суммарные мощности «Сибирской продовольственной компании» (СПК входит в холдинг «Российские мясопродукты») на 30–35%, до 130–140 тонн готовой продукции в сутки, – комментирует Виталий Штабный. – Тем самым мы усилим рыночные позиции в тех регионах, где наша доля до сих пор была незначительной, – Омской, Томской, Кемеровской областях, Алтайском крае, а также на Урале, в Казахстане и Якутии.
Сегодня холдинг держит около 15% рынка Сибирского федерального округа (СФО). В основном за счет «Сибирской продовольственной компании» (рыночная доля в Новосибирске – около 50%) и «Красноярской продовольственной компании» (рыночная доля в Красноярске – около 40%). По расчетам топ-менеджеров РМП, приобретенные дополнительные мощности обеспечат холдингу общую прибавку на сибирском рынке не менее 5%. Так что общая доля холдинга вырастет до 20%.
Планы по расширению бизнеса в РМП рассматривались и раньше. Однако до недавнего времени основным стратегическим направлением экспансии крупных мясоперерабатывающих компаний Сибири виделся Урал. К примеру, ранее РМП-холдинг намеревался построить в Новосибирске к 2009 году крупнейший за Уралом мясоперерабатывающий завод мощностью 300 тонн продукции в сутки (планируемые инвестиции 1,7 млрд рублей). Очевидно, кризис и перестановка игроков на рынке привели к некоторым корректировкам.
– Сегодня необходимо корректировать планы по наращиванию производства с учетом потребностей рынка конкретного региона, – признается исполнительный директор холдинга «Российские мясопродукты» Андрей Плетнев.

Неумеренный аппетит
Омский мясной рынок – один из наиболее ёмких в России и потому привлекателен для переработчиков. По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия, за семь месяцев текущего года всеми мясоперерабатывающими предприятиями произведено 24,8 тыс. тонн колбасных изделий и 27,1 тыс. тонн мясных полуфабрикатов, что составляет соответственно 74,8% и 117,8% к аналогичному периоду прошлого года. Несмотря на кризис, область по-прежнему входит в десятку российских регионов с наибольшим уровнем потребления мяса. По данным областного минсельхоза, покупают омичи даже на 2,7% больше физиологической потребности. Причем колбас стали есть немного меньше, но «налегли» на мясные полуфабрикаты. Выпуск продукции данной категории вырос на 17,8% – до 27,1 тыс. тонн.
Видимо, Омская область попала в список первоочередных еще и в преддверии некоторого передела рынка мясопереработки. В группу банкротов эксперты вносят игроков, прежде занимавших сильные позиции: ОАО «Российские исконные колбасные изделия» (РИКИ, Барнаул) и ОАО «Новосибирский мясоконсервный комбинат» (НМК), а также ООО «Продо», которое переживает процедуру банкротства.
Около пяти лет назад «Омский бекон» занимал почти 100% омского рынка мясопереработки (в группу предприятий «ПРОДО Менеджмент» входят ОАО «Омский бекон», ОАО «Мясокомбинат «Омский», ОАО «Птицефабрика «Сибирская», Калачинский мясокомбинат). Затянувшиеся разбирательства с кредиторами могут привести к очередной смене собственника холдинга или разукрупнению бизнеса. Мясной монополист падает в объемах производства (порядка 10%) и сдает прежние позиции новым игрокам. Сегодня в колбасном сегменте, кроме ОАО «Мясокомбинат «Омский» (ТМ «Омский бекон»), работают еще три комп
ании – ЗАО «Сибирские колбасы», ЗАО «Компур» и ООО «Сибирский деликатес». По некоторым оценкам, суммарная доля «новичков» в 2008 году превысила 20%, тенденция роста сохраняется.
Однако зайти в Омск еще одному игроку будет непросто. Перенасыщение, характерное для рынка мясопереработки Сибирского федерального округа, в условиях кризиса сопровождается ужесточением конкуренции.

Игра на выбывание
Финансовый кризис сжал рынок мясопереработки. По данным Росстата, производство мясных полуфабрикатов в январе – июле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 0,4% – до 821 тыс. тонн, производство колбасных изделий снизилось на 10,1% – до 1,3 млн тонн.
– Если раньше по мере роста рынка всем переработчикам места хватало, то как только рынок начал схлопываться, конкуренция стала более жесткой. Задача одна – удержать объемы, – комментирует исполнительный директор ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» («С-Агро», Томск) Руслан Гурьев.
По его оценке, многие крупные производители отмечают снижение объемов производства мясопродукции в среднем на 10 процентов к уровню прошлого года, в лучшем случае держатся на уровне 2008 года. Так что за свое место на мясном прилавке придется бороться в ограниченной кризисом нише. Понятно, что делить свою долю в планы участников омского мясоперерабатывающего рынка не входит. Другое дело, если удастся захватить какой-либо сегмент за счет ухода или сворачивания оборотов нынешних игроков. Например, того же «ПРОДО».
В РМП одним из основных козырей в конкурентном споре за расширение бизнеса на рынки Сибири считают завоеванный ранее авторитет и «привязку к местности».
– Потребитель предпочитает продукцию местных производителей, которые работают на рынке уже много лет. Он понимает: если производитель свой, то продукция с завода сразу поступает в магазин, а значит, свежая. Как правило, местные товары дешевле, – полагает Андрей Плетнев. Однако при экспансии в Омск «плюс» может смениться на «минус» – то есть конкурировать придется именно с местными, омскими брендами. Чтобы усилить свое влияние, новосибирская компания планирует провести модернизацию купленных мощностей, тем самым повысив качество предлагаемого ассортимента.
Однако техперевооружение (инвестиционная емкость которого оценивается в 400 млн рублей) планируется завершить не раньше 2011 года. Причем о своих намерениях модернизировать производство заявили также ООО «Сибирский деликатес» и Калачинский мясокомбинат («ПРОДО менеджмент»). Так что в ближайшее время агрессивной экспансии со стороны новосибирцев можно не опасаться. Если перераспределение омского мясного рынка и произойдет, то, скорее всего, оно будет связано не с кардинальными переменами в постоянном составе игроков, а с долевой коррекцией присутствия участников.

СПРАВКА «ВО»
Суммарная мощность производственных предприятий холдинга «Российские мясопродукты» (РМП) составляет около 200 тонн колбас и мясных деликатесов в сутки. Выручка от чистых продаж сторонним клиентам в первом полугодии 2009 года составила 3,5 млрд руб., прибыль от чистых продаж – 81 млн руб., чистая прибыль – 9 млн руб. РМП имеет две мясозаготовительные площадки, сеть торговых домов и фирменных магазинов в городах Сибири. Ассортимент насчитывает более 300 наименований колбас и мясных деликатесов под брендами «СПК», «КПК», «Мясоделов», «Дымки», «Сибирский стандарт». Владельцы холдинга РМП – Виталий Штабный, Алексей и Николай Зенковы.

ОмскПресс