Вокруг важной даты

Общество

Вокруг важной даты

В одном из сентябрьских номеров в нашей газете был напечатан отчёт с круглого стола с участием известных омских учёных, краеведов, бывших руководителей города о «белых пятнах» в истории города («ВО–Неделя», № 36 от 9.09.2009 г.). Судя по откликам наших читателей, эта тема оказалась для многих интересной. В редакцию «Вечёрки» стали поступать письма и отклики от историков, писателей, которые хотели бы продолжить разговор о неизвестных, малоизученных фактах и событиях основания, становления и развития Омска. История города хранит немало тайн, в её летописи далеко не всё однозначно и бесспорно. Как писали мы в отчёте с круглого стола, одним из таких «белых пятен» является дата основания города.

«Спрашивается, кем и когда выверена точность этой даты? – задался вопросом известный омский писатель Иван Петров. – Верна ли она, соответствует ли истине? Или основана на чьих-то ошибочных представлениях об исторических событиях, имевших место в 1716 году на берегах Оми?» Иван Фёдорович Петров решил поделиться с «Вечёркой» своей версией по этому поводу. Насколько она доказательна, объективна и расставляет все точки над «i», судить нашим читателям.
Кто у нас в Омске не знает и не уважает замечательного историка Георгия Ефремовича Катанаева? Редко с кем можно сравнить его по тому большому вкладу, который он внёс в изучение местной истории. Но как не бывает худа без добра, так не бывает и добра хотя бы без самой малой дозы худа. Именно так случилось с нашим маститым историком.
Мне уже приходилось писать о печальном заблуждении автора замечательных работ по истории Сибирского казачьего войска, о его серьезной ошибке, внесшей путаницу в описание важного события, связанного с основанием Омска. На удивление и вопреки всем, кто хоть немного знает историю зарождения первой Омской крепости, он утверждал, что самым первым храмом ее была не Сергиевская церковь, как на самом деле, а Ильинская, в день престола которой якобы и был заложен Омск.
Именно так он писал в специально подготовленной к 200-летию нашего города в 1916 году «Исторической справке о том, когда и как построен город Омск». Авторитет заслуженного историка был настолько высок, что всякое недоверие к тому, что им написано, до последнего времени исключалось категорически. Но, видит Бог, от отдельных ошибок не застрахован никто. В том числе и наш уважаемый Георгий Ефремович Катанаев. Названная «Справка» была, быть может, самой слабой работой талантливого историка. Другие его сочинения, в особенности по истории Сибирского казачьего войска, не потеряли своей ценности и поныне, чего никак не скажешь о «Справке…», содержащей немало ошибочных положений.
О том, что это действительно так, свидетельствует обширный комментарий, сопровождающий издание «Справки…», впервые предпринятое в 1996 году, то есть 80 лет спустя после написания ее. Достаточно сказать, что к 14 страницам катанаевского текста издатели вынуждены были сделать 72 (!) сноски с поправками, уточнениями и разъяснениями, отражающими современный уровень понимания описываемых событий и фактов. В целом они составили 28 страниц на 14 страниц катанаевского текста!
Тут не место разбирать большинство из них. Остановимся лишь на некоторых. Так, он пишет в указанном сочинении: «Есть все основания предполагать, что в Омске, когда получено было разрешение к закладке крепости, начали с церкви, судя по времени, в честь пророка Илии… Судя по дошедшим до нас описаниям Омской крепости за XVIII столетие, с несомненностью можно думать, что заложенная при ее основании первая православная церковь и была именно Пророко-Ильинской».
Заключает свою «Справку…» Г. Катанаев следующими словами: «Возникновение города Омска как бы провиденциальным образом связано с именем пророка Илии. Первым строением в нем была церковь в честь пророка Илии, первые крепостные постройки возникли возле нее же, первый жительский форштадт, или квартал, возникший в новом поселении, был Ильинский, так названный по церкви имени этого святого. Всё говорит за то, что днем заложения Омска следует считать день пророка Илии 20 июля».
 Из чего исходит Катанаев в своих утверждениях? Оказывается, из своих ошибочных предположений, что отряд Бухольца (написание фамилии дано по версии автора, – прим. ред.) высадился в устье Оми много позднее, чем это было на самом деле. Эта его ошибка, как и многие другие, оговорена издателями злополучной «Справки…». Вот что пишут они по этому поводу в своем обширном комментарии: «Г. Е. Катанаев заблуждается, говоря о том, что доплыть от Ямышевского укрепления до устья Оми отряд Бухольца мог не ранее 20 мая». И, ссылаясь на расчетные данные «Лоцманской карты реки Иртыша» Министерства речного флота, считают, что отряд Бухольца прибыл в омское устье не позднее 10 мая 1716 года.
А это значит, что и ответ Сибирского губернатора князя Гагарина с разрешением строительства крепости последовал намного раньше, чем выходило по расчетам Катанаева. И значит, основание крепости произошло значительно ранее указанного им срока и никак не связано с днем Илии-пророка и с закладкой Ильинской церкви, которая здесь появилась много десятилетий позже.
Омскими историками и краеведами уже давно доказано, что самой первой церковью Омской крепости была не Ильинская, а Сергиевская, сооруженная во имя преподобного Сергия Радонежского. Об этом в свое время свидетельствовал еще известный историк Г. Миллер, посетивший Омск в 1734 году. Осмотрев состояние укреплений, он писал: «В крепости имеется церковь Сергия Радонежского чудотворца, канцелярия, двор командующего офицера и казармы» («Из истории Омска (1716–1917 гг.)». Омск, 1967, стр. 57–58).
Сохранились сведения о том, что в 1718 году, то есть через два года после перестройки, в Тюмени для Сергиевской церкви были отлиты колокола, что позднее она была опоясана деревянной оградой с восьмигранной колокольней на углу. Сохранилось также более позднее описание Сергиевской церкви, составленное в 1761 году. В нем, в частности, говорится, что на ее колокольне было шесть колоколов, больший из них весом 17 пудов 8 фунтов 24 золотника. Окна были в ней не только слюдяные, но и стеклянные. Причем последних было больше.
Теперь о том, чем могли руководствоваться первостроители в выборе имени того или иного святого для закладки первой церкви. В этом отношении надо отметить, у православных русских в выборе святых покровителей никогда не было неразберихи. К примеру, Илия-пророк был популярен в крестьянской среде православного народа. Это неудивительно, ведь именно ему отводилась на небе роль «подателя дождя». Что же касается военных, то для них одним из самых почитаемых святых наряду с Георгием Победоносцем являлся преподобный Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле. Именно это имел в виду авторитетнейший из омских историков и краеведов А. Ф. Палашенков, писавший по сему поводу: «Церковь была сооружена во имя Сергия Радонежского – главного святого Московской Руси, в день памяти которого (25 сентября по ст. ст.), скорее всего, была освящена крепость. Признанием преподобного Сергия патроном крепости подчеркивалась неразрывность, единство нового оплота далекой окраины с центром Русского государства – Москвой» («Памятники и памятные места Омска и Омской области». Омск, 1967, стр.11).
Как видим, Палашенков не категоричен в утверждении, что крепость была освящена именно 25 сентября (8 октября по новому стилю), но в том, что это была именно Сергиевская церковь, у него сомнений не было. И еще очень важно: речь идет не о закладке, а об освящении уже построенной церкви. Но как можно было возвести крепость за столь короткий срок, если разрешение на ее строительство было получено лишь ко 2 августа, как утверждает Катанаев? Ведь до наступления осени оставалось всего 29 дней.
Тем не менее, Палашенков утверждал: «Бухольц в то же лето закончил ее и осенью, сдав командование гарнизоном Вельяминову-Зернову, отбыл сначала в Тобольск, а по требованию свыше – в Петроград» (Указ. соч., стр. 16). Конечно же, начало строительства крепости произошло ранее обозначенного Катанаевым срока. И вовсе не было связано с днем Илии-пророка. А почему историк решил увязать историческое событие с указанным днем, можно догадаться.
В его время никакое празднование, тем более такой юбилей, не представлялось возможным без непосредственного участия церкви. Однако той, что была освящена при основании первой Омской крепости, уже давно не было, и на ее территории стояла другая – Ильинская церковь. Вот в день престольного праздника существующего храма и считал достойным отметить в 1916 году день города Г. Е. Катанаев.
А как же на месте Сергиевской церкви впоследствии оказалась Ильинская? Тому есть внятные, вполне достоверные объяснения. Пророко-Ильинская церковь поначалу появилась не в крепости, а на правобережье, в зародившейся там Омской слободке, на границе с другой небольшой слободкой – Курганной. Однако она простояла недолго. Населявшие обе слободки жители вскоре стали разбегаться: кто на левобережье, в более перспективную Луговскую слободу, а кто – в отдаленные деревни.
После того как приход церкви Илии-пророка обезлюдел, ее решено было перенести на левый берег Оми. Церковь поставили по соседству со Спасскими воротами крепости, что стояли на западной стороне ее, на границе с Луговской слободой. Поскольку, кроме жителей самой крепости, год от году росло и число населяющих Луговскую слободу и соседние разрастающиеся поселения, старая крепостная Сергиевская церковь все труднее справлялась со своим назначением. Поэтому перенос сюда в 1759 году Ильинской церкви оказался благотворным.
Четырнадцать лет эти две церкви сосуществовали рядом: одна – крепостная, другая – для гражданского населения округи. Позднее, с переносом крепости на правый берег Оми, старая Сергиевская церковь прекратила свое существование. Старый приход ее был переведен в только что освященный в том году новый Воскресенский собор правобережной крепости. А само деревянное здание перевезено в село Горнокулачинское.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и спустя четверть века новая, уже белокаменная Ильинская заняла место в центре снесенной старой крепости. То было третье, и последнее, местонахождение этого храма в городе. Он был снесен в 1935 году, ныне там стоит памятник В. И. Ленину.
Приведенные выше факты доказывают, что первой церковью в Омске была не Пророко-Ильинская, а храм во имя преподобного Сергия Радонежского, день памяти которого отмечается 8 октября по новому стилю. По древней же традиции освящение первой церкви – в крепости ли, в городе ли – как бы знаменовало собой день рождения данного поселения.

ОмскПресс