Юрий Гамбург: «Земля – основа укрепления экономики города…»

Общество

Юрий Гамбург: «Земля – основа укрепления экономики города…»

Свыше 90 млн рублей поступило в бюджет города за девять месяцев текущего года от арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Земля по-прежнему одна из главных «кормилиц», а потому вопрос о разграничении и формировании земельных участков на территории Омска остаётся актуальным. О том, каким образом сегодня муниципалитет строит земельную политику, корреспонденту «Обозревателя» рассказал первый заместитель мэра, директор департамента имущественных отношений Юрий ГАМБУРГ.

— Юрий Викторович, какой землёй в границах города распоряжается муниципалитет?  

— По сведениям Государственного кадастра недвижимости, территория города Омска (кадастровый район 55:36) занимает площадь 56 686 га и по формам собственности, по состоянию на начало 2009 года, распределяется следующим образом: площадь земельных участков, находящихся в собственности РФ, составляет 17 514 га (30,9% территории города), в собственности субъекта Федерации, то есть области, — 581 га (1,0%), в муниципальной собственности 6547 га (11,5%). Кроме того, в собственности граждан и юридических лиц находится 6773 га (11,9%), а ещё 44,6% территории города (25271 га) составляют неразграниченные земли.

Департамент имущественных отношений управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, за исключением земельных участков, предоставляемых администрацией города и окружными администрациями. Также департамент распоряжается неразграниченными земельными участками, предоставляемыми для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества и для размещения на участках временных объектов (лотков, палаток площадью более 4 кв. м).

В целом же в пределах предоставленных полномочий департамент управляет и распоряжается земельными участками общей площадью около 12000 га, что составляет 21% территории города.

— А когда у муниципалитета появляется право собственности на землю?

— Право муниципальной собственности на земельные участки возникает в результате проведения мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. Фактически оборотоспособная муниципальная собственность на земельные участки появилась после кадастрового учета земельных участков, подлежащих отнесению к муниципальной собственности и государственной регистрации этого права.

— Что же необходимо для того, чтобы зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок?

— Как минимум, одновременное наличие трёх условий — субъекта права собственности, объекта права собственности и правоустанавливающего документа. Относительно субъекта права муниципальной собственности на землю — федеральное законодательство определяет таковым муниципальное образование.

Право собственности на землю может быть зарегистрировано только на конкретный объект — земельный участок, т. е. часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Для этого потребуется проведение мероприятий, связанных с определением местоположения и границ земельных участков на местности (межеванием земель), инвентаризацией, топографо-геодезическими, картографическими, землеустроительными и иными работами, согласованием границ со смежными землепользователями и вынесением их в натуру, что позволит произвести государственный кадастровый учет земельных участков. Для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки кадастровый учет представляет собой подтвержденное государством доказательство наличия земельного участка как объекта права.

Земельные участки не создаются трудом человека, они выделяются, формируются из земли как несоздаваемого и непотребляемого природного ресурса. Принципиальное значение государственного кадастрового учета для имущественного оборота заключается в том, что без кадастрового учета нет земельного участка как объекта недвижимости.  

— Департамент начал работу по формированию земельных участков, подлежащих отнесению к муниципальной собственности, ещё в 2005 году. Что сделано за минувшие годы?

— В процессе разграничения государственной собственности на землю сформировано 2860 земельных участков. Кстати, с 2007 года эта работа проводится в рамках общегородской целевой программы «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года». Программа позволила обеспечить формирование не только земельных участков, на которые у муниципалитета возникает право собственности, но и участков, предназначенных для решения вопросов местного значения. Например, для проведения торгов, организации разворотных площадок, площадок для выноса гаражей и других.

По состоянию на 21 сентября, департаментом получены свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на 2034 земельных участка общей площадью6928 га (12,2% территории города). За восемь с половиной месяцев прирост площади муниципальных участков составил 380 га. Подготовлены документы для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности еще на 286 земельных участков.  

— Эти участки имеют различное функциональное назначение. Можно ли выделить основные группы?

— Земельные участки муниципальной собственности можно условно разделить на три группы: социальной направленности — для муниципальных учреждений; для обеспечения прав граждан на благоприятную среду обитания (это — парки, скверы) и участки, предназначенные для создания условий экономического развития и содействия развитию предпринимательства (земельные участки для реализации муниципальных социально-экономических проектов, участки для строительства, участки муниципальных предприятий).

Так, для решения вопросов местного значения социальной направленности департаментом муниципальным учреждениям предоставлено 405 земельных участков из 502, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности.

Закрепление земельных участков за муниципальными учреждениями города Омска позволяет обеспечить их права и законные интересы, функционирование с учетом всех требований государственных стандартов и нормативов для осуществления их уставной деятельности. Кроме того, муниципальные учреждения могут воспользоваться льготой по уплате земельного налога и представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию.

— С принятием программы мэрия более активно стала предоставлять земельные участки для строительства, находящиеся в муниципальной собственности, на торгах. Насколько эффективен этот способ?

— Хотел бы напомнить, что первый аукцион по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Омске был проведен департаментом в 2005 году. Тогда было продано 8 земельных участков, а в бюджет города Омска поступило 481,5 тыс. рублей. Затем, в 2006 году, от продажи земельных участков, права их аренды для строительства жилья на аукционах в бюджет поступило 16,6 млн рублей, были проданы 32 земельных участка. На аукционах в 2007–2008 годах продано право на заключение договоров аренды муниципальных земельных участков общей площадью 628,1 га. Это земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства в Первом планировочном районе и Новой Чукреевке, в микрорайоне «Амурский». В целом же за период с октября 2005 года по сентябрь 2009 года департаментом на аукционах реализованы земельные участки общей площадью свыше 667 га. Однако в последнее время востребованность земельных участков снизилась, что объясняется финансовым кризисом.

И, тем не менее, за 8,5 месяца департаментом заключено 43 договора купли-продажи земельных участков, общая сумма поступлений по данным договорам составляет 11,57 млн руб.  

— Есть и такой финансовый ручеёк, как арендная плата за землю?..

— Действительно, это неплохой источник пополнения бюджета. Скажу, что только за первое полугодие этого года доходы в виде арендной платы за муниципальные участки составили свыше 60 млн рублей, за неразграниченные — 232,55 миллиона. По состоянию на 10 сентября, в бюджет города Омска поступило доходов в виде арендной платы за муниципальные участки 90,2 млн рублей.

— Как планируете в дальнейшем выстраивать земельную политику на территории областного центра?

— Сейчас нашим департаментом разработан проект долгосрочной целевой программы города Омска «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения» на 2010–2016 годы, которая является продолжением единой муниципальной политики в сфере земельных отношений. Концепция данной программы утверждена постановлением администрации города Омска от 12 августа 2009 года № 650‑п. Актуальность и целесообразность разработки целевой программы обусловлены необходимостью создания условий для эффективного решения муниципалитетом вопросов местного значения, а также реализации полномочий, предусмотренных земельным и жилищным законодательством. Так что работы по разграничению государственной собственности на землю будут продолжены, поскольку этот процесс способствует укреплению экономических основ местного самоуправления.

 

ЦИФРА

Налоговый потенциал (кадастровая стоимость) муниципальных земельных участков составляет 88,5 млрд руб. При этом налоговый потенциал всех земельных участков на территории города составляет около 790 млрд руб.  

ОмскПресс