Зачем школьнику зачётная книжка?

Общество

Зачем школьнику зачётная книжка?

Что такое сетевое профильное обучение? По такой системе 2,5 тысячи учеников обучаются в 24 омских школах. Аналогов этой уникальной системе нет нигде в России. Правда, нынче опыт решили перенять педагоги Ярославской области.

Как только ввели ЕГЭ, перед родителями и их детьми-выпускниками встал актуальный вопрос: как сдать экзамены на высокий балл, чтобы поступить в профессиональное учебное заведение? В классе в среднем 25 человек, и всем нужно изучать разные предметы для поступления. Но у школы 36 часов в неделю, 1–2 класса в параллели, поэтому и единое для всех расписание.
Отсюда возникла идея о создании сетей профильного обучения, когда несколько близко расположенных школ объединяют свои ресурсы и начинают совместное обучение старшеклассников. До 2009 года это нововведение было экспериментом, а с 1 сентября для 24 школ города стало нормой: четыре дня ученики занимаются в своих школах, изучают базовые общеобразовательные предметы, так называемые федеральный и региональный компоненты учебного плана, а остальные два дня – профильные предметы и элективные курсы, которые они сами выбирают в свой индивидуальный учебный план (ИУП).
Опять же возникает вопрос: что такое ИУП? В начале учебного года проходит информационная ярмарка, на которой учащиеся выбирают предметы, учителей и дополнительные элективные курсы, необходимые для сдачи ЕГЭ, с учетом будущей профессии, которую они желают получить. К примеру, если ученик мечтает стать историком, то он, соответственно, выберет историю и обществознание, а не физику.
Таким образом, сетевое профильное обучение имеет несколько особенностей. Во-первых, школьники сами выбирают нужные им предметы и расставляют приоритеты: будет ли это профильный предмет (это позволит подготовиться к частям «А» и «В» единого экзамена) или элективный курс (часть «С»). Во-вторых, они могут в течение этих двух дней осваивать будущую профессию в колледжах и других учебных заведениях профессионального образования или обучаться в учреждениях дополнительного образования. – Одна школа не могла дать такой возможности учащимся, поэтому решили создать сеть, где ребята занимаются в виртуальных классах, – поделился с «Вечёркой» Алексей Филимонов, заместитель директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ, доцент кафедры педагогики, руководитель проекта «Сетевая организация профильного обучения». – Впервые такую сеть организовали в 2004 году в Москаленском районе. Ситуация было такой, что всего 30% учащихся школ района поступали в вузы, колледжи. Недовольны учебой были 75% учеников. Район занимал 28-е место в рейтинге ЕГЭ по области. Сейчас же 90% поступают в вузы и колледжи на бюджетные места, причем именно туда, куда мечтали. Район устойчиво удерживает 2-ю строчку в рейтинге ЕГЭ нашего региона вот уже два года. Затем к этому эксперименту присоединились Тавричанка, Черлак и Павлоградка.
В городе по инициативе департамента образования начали создавать сети профильного обучения в 2007 году. Сейчас в четырех округах города действует шесть сетей.
Во время обучения по такой системе отслеживается индивидуальный прогресс школьника по предмету: два раза в учебном году школьники, как студенты, сдают зимнюю и летнюю сессии – тестирование в формате ЕГЭ. Благодаря этому ученик не тешит себя надеждами и иллюзиями, что сдаст ЕГЭ хорошо, а точно знает, какой планки он достиг. В то же время учитель фиксирует для себя затруднения, которые возникают у школьника.
– Благодаря созданию сетей профильного обучения учащиеся могут оперативно реагировать на внешние изменения, – говорит Елена Федорова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 55, куратор сети Кировского округа.– Так, например, в 2008–2009 учебном году, как только вышел приказ Министерства образования РФ о сдаче для поступления четырёх экзаменов вместо трех, наши учащиеся быстро скорректировали свои индивидуальные образовательные планы под требования ЕГЭ. Такая система образования позволяет ребенку определиться с будущей профессией. Но следует отметить, что ученик, перешедший за три месяца до окончания учебного года на другой ИУП, не достигнет высоких результатов, так как мало времени для того, чтобы наверстать упущенное.
Большое преимущество сети и в том, что родителям не нужно искать для своего ребенка репетитора, который к тому же еще не гарантирует его стопроцентное поступление на бюджетное место.
Вместе с тем, нельзя не учитывать и принципиально новое явление в образовании: ученик и его родители заключают со школой договор, тем самым становятся реальными заказчиками образования и могут предъявлять претензии, требования к качеству образования. И, как считает руководитель проекта, это очень сильный вызов учителю. Сетевые педагоги, и это ни для кого не секрет, сталкиваются сегодня с рядом проблем: во-первых, учащиеся в классе разного уровня. Во-вторых, нет специальных учебников для проведения занятий по профильным предметам и элективным курсам, следовательно, учителю приходится разрабатывать свою учебную программу и свои учебные материалы. В-третьих, у школьников разные цели: одному достаточно сдать экзамены на «3», другому надо как минимум 80 баллов по ЕГЭ. Но надо отдать должное омским педагогам, они прекрасно справляются с этими задачами, разрабатывают авторские программы, подтверждая свой высокий профессионализм. И хорошо, что департамент образования установил таким учителям 50-процентную надбавку за работу в сетевых классах.
 – В рамках сетевого обучения у детей есть возможность получать и полноценное начальное и среднее профессиональное образование. Это ноу-хау наиболее активно развивается в Советском округе, где в сеть вошли школы № 32, 80, 95, 112, – отмечает руководитель проекта. – Сеть – это всего лишь способ организации обучения. Мы ведь не изменили учебную программу, мы учли предпочтения учащихся и получаем эффективные результаты. Могу с уверенностью сказать, что цели, поставленной департаментом образования города, мы добились: построены эффективные системы обучения в старших классах, которые позволяют буквально за полгода-год вывести будущего выпускника на качественно новый уровень образовательных достижений и обеспечить его успешную социализацию. Это обусловлено тем, что сеть профильного обучения – это площадка эффективного социального опыта для каждого конкретного ребенка. В сети школьники сами определяют свой образовательный путь, свои зоны персонального развития, и тем самым они получают самостоятельность и зоны персональной ответственности. У педагога тоже возникают зоны развития и персональной ответственности. В результате происходят личностно значимые сетевые события, которые требуют совместной деятельности учителя и ученика.

Говорят выпускники
 Дарья Фомичёва и Светлана Тихонова, студентки университетского колледжа Омского государственного педагогического университета, выпускницы школы № 32:
– Когда нам поступило в десятом классе предложение параллельно учиться в колледже, нас это заинтересовало, и мы решили попробовать. Начинать было трудновато, так как надо было совмещать учебу в школе и колледже. И нам потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новым условиям обучения. На первом курсе мы переживали, даже боялись сдавать экзамены, но когда первый экзамен был успешно сдан, то сразу стало ясно, что с этой нелегкой задачей мы сумеем справиться. И после первой сессии учиться стало заметно легче. После окончания 11-го класса мы сразу же перешли на 3-й курс колледжа, очень быстро влились в коллектив, потому что многие одногруппники за два преды дущих года стали друзьями, а состав преподавателей и их требования были уже знакомы. К тому же сетевое обучение предоставило нам возможность сократить время обучения в учреждении профессионального образования на год. И мы считаем, что не прогадали, когда в сетевом варианте обучения выбрали параллельное обучение в университетском колледже.
 
Говорят старшеклассники школы № 55
Саша Завальный, ученик 11-го класса:
 – Я собираюсь учиться на инженера компьютерных сетей, потому что меня очень привлекает программирование. Сетевое профильное обучение позволяет мне сделать упор на физику и математику, то есть на те предметы, которые мне действительно нужны. В самую первую сессию в 10 классе я очень волновался, а сейчас уже спокойно воспринимаю тесты в формате ЕГЭ. Я знаю свои способности и уверен, что теперь, с теми знаниями, которые получил при сетевом обучении, поступлю в университет.

Лиза Доронина, ученица 10-го класса:
 – Я уже давно решила, что буду поступать в ОмГУ на переводчика, поэтому английский язык и информатика – это мои профильные предметы.
 
Анна Карелина, ученица 11-го класса:
– Я еще не определилась с будущей профессией, но мне нравятся все предметы гуманитарного направления. Поэтому я выбрала в свой ИУП русский язык, историю, обществознание, математику и литературу. Это те предметы, которые я точно буду сдавать. Мне пришлось побывать по обмену в Германии и могу с уверенностью сказать, что наша сетевая система лучше. Нам дают знания выше стандарта, ориентируют на ЕГЭ. Педагоги у нас компетентные, грамотно выстраивают уроки и доступно объясняют материал.
 
МНЕНИЕ
Наталья Финашкина, куратор сети Советского округа:
– Наша сеть сотрудничает с колледжем ОмГУ, колледжем при педагогическом университете, Московской финансово-промышленной академией, музыкально-педагогическим колледжем № 3, медицинским колледжем № 1, авиационным техникумом, автотранспортным колледжем и учебно-производственным комбинатом «Смена». Благодаря этому сотрудничеству у детей появляется уверенность в завтрашнем дне. За два года обучения в школе ученик проходит первый и второй курсы колледжа, затем поступает сразу на третий курс, заканчивает обучение, и перед ним есть выбор: либо идти работать по специальности, либо поступить в университет на ускоренное обучение, чтобы получить высшее образование. В итоге за пять лет обучения – два диплома.

КОММЕНТАРИЙ
 Ольга Мартынова, заведующая отделом развития департамента образования:
– По результатам социологических исследований, которые проводятся в рамках эксперимента, выбор детей становится более осознанным: за два года обучения у 85% старшеклассников формируются устойчивые образовательные планы, что значительно выше входной диагностики проекта. Анализ мониторинга результатов обучения показал, что процент качества знаний в сетевых школах по русскому языку и математике повысился в 1,5–2 раза. По результатам государственной (итоговой) аттестации 11 классов в 24 сетевых школах только шесть выпускников получили справки установленного образца (это 0,6%, в среднем по городу таких выпускников 2,4%). Важно отметить, что в условиях смены организации образовательного процесса отмечается рост активности учащихся со средними и низкими учебными возможностями. Говоря бытовым языком, сеть строилась ради сильных в целях получения ими более качественного образования, а сработала и на «троечников».

ОмскПресс