Бизнес на безрыбье

Бизнес

Бизнес на безрыбье

В Омской области возрождают воспроизводство уникального сарбоянского карпа В Таврическом рыбопитомнике, принадлежащем, по данным открытых источников, одной из компаний известного омского бизнесмена Геннадия Фридмана, активизируют производство сарбоянского карпа. Пока хозяйство работает «в минус», однако уже в следующем году планирует выйти на рентабельность и получить 30–40 тонн посадочного материала — малька. Специалисты считают, что при грамотном подходе со временем местный рыбопитомник сможет конкурировать с крупнейшими рыбхозами Сибирского региона.

Карпа по осени считают
О том, что в селе Харламове Таврического района активно возрождают сарбоянского карпа, «Обозревателю» сообщил глава крестьянско-фермерского хозяйства Александр Горев. По его словам, восстанавливать полуразрушенный с советских времен рыбопитомник он начал весной 2009 года.
— Мы взяли в аренду у собственников — ОАО «Таврический экспериментальный зональный рыбопитомник» — эту территорию на пять лет, — рассказывает Горев. — Площадь — более 300 гектаров, на них расположены 55 водоемов. 60% этой площади сегодня непригодны для проведения работ: требуется капитальный ремонт рыбоуловителей, мелиорация водоемов.
Пару десятилетий назад Таврический рыбопитомник выращивал до 200 тонн мальков в год. Последние годы хозяйство было заброшено. В 2007 году Росимущество по Омской области выставляло на торги 100% акций ОАО «Таврический экспериментальный зональный рыбопитомник» (ТЭЗР), так как считало предприятие убыточным. Сейчас его развивает ЗАО «Универсал и компания» — по информации открытых источников, эта структура принадлежит известному омскому предпринимателю Геннадию Фридману.
— Рыба — достаточно рискованный бизнес, — сообщил «Обозревателю» генеральный директор ТЭЗР Александр Афонин. — Рыба как готовый товар — наша параллельная продукция. Основная — это малек, который покупают частные хозяйства для выращивания карпа. Раньше таких питомников было пять в СССР, наш являлся вторым по величине после ташкентского. Сейчас в соседних регионах есть свои карпы, поэтому рынок сбыта у нас в основном — Омская область.
По словам Александра Афонина, сумма вложений составила 15 млн рублей, в перспективе годовая прибыль планируется в пределах 10 млн рублей.
— В этом году мы собрали уже 18 тонн посадочного материала, при этом еще не спущены три водоема, — делится Александр Горев. — В следующем году рассчитываем на 30–40 тонн. Реализовав этот материал, мы сможем развиваться дальше.

How much is the fish?
 Сегодня за посадочным материалом к таврическим рыбоводам обращаются в основном частные лица и небольшие хозяйства из Крутинки, Тюкалинска, Тарского района. Недавно купить полтонны омского малька выразили желание новосибирские фермеры. —
Сейчас мы продаем посадочный материал по 160 рублей за килограмм. Весной цена была повыше, 250 рублей. В килограмме 450–500 мальков, — уточняет Горев.
По словам начальника Омского филиала ФГУ «Верхнеобьрыбвод» Виталия Зырянова, сарбоянский карп — это особая порода, которая выведена специально для сибирских условий, она жизнестойка, хорошо переносит зимовку и набирает вес, неприхотлива в еде.
— С точки зрения коммерции разведение сарбоянского карпа для посадочного материала — выгодно, — считает специалист. — Плюс в том, что нашим местным рыбоводам не нужно будет ездить в соседние регионы за мальком, его разводят у нас.
— Мы закупаем материал в специализированных рыбоводческих хозяйствах Кемеровской, Тюменской областей, Красноярского края, в Башкирии, — рассказывает один из собственников ООО «Культурное рыбоводческое хозяйство «Рыбное место» Андрей Петров. — В Таврическом пока объемы не те. И потом, у них нет товарного карпа — а мы занимаемся в основном товарной рыбой. Что касается цен — в Таврическом они вполне адекватны, к тому же это цены на посадочный материал, а он вообще дорогой.
— За последнее десятилетие сарбоянский карп был практический уничтожен, — уверен начальник отдела охоты Омского областного общества охотников и рыболовов Владимир Саяпин. — Рыбопосадочный материал нужен,
чтобы сохранить его. Это направление более перспективно, а вот восстанавливать рыбопитомник для производства товарной рыбы сейчас неактуально.

И себе, и людям
 — Фактически сегодня ТЭЗР — единственный в регионе, где занимаются воспроизведением сарбоянского карпа на законных основаниях, имея необходимые документы, — считает главный специалист сектора по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, областного минсельхозпрода Александр Комаров. — Мы заинтересованы в качественном посадочном материале, который бы производился на территории Омской области для внутренних нужд региона. Предоставляем Таврическому рыбопитомнику субсидии на воспроизводство. В этом году, если подготовят документацию, мы готовы компенсировать им затраты до 100 тысяч рублей.
Напомним, что региональное правительство начало поддерживать практически зачахшую отрасль два года назад. В 2007 году в регионе началось зарыбление ряда озер в Крутинке. В прошлом году добросовестным промысловикам областной бюджет выделил субсидии в 2,6 млн рублей. Однако благодаря «стараниям» браконьеров результат оказался практически нулевой. Частные рыбопитомники могут не только сработать на развитие рыбоводческой отрасли региона, но и составить конкуренцию работающим ныне федеральным рыбхозам, считают эксперты.
— Со временем ТЭЗР вполне может выйти на федеральный уровень по поставке посадочного материала, — не сомневается Александр Комаров. — И не только по сарбоянскому карпу. В перспективе они могут развивать и другие направления — сиговых, осетровых. — По разведению карпа опыт в нашем регионе пока был неудачный, — уверен Андрей Петров.
— Сейчас я не вижу производителей, которые не только предложили бы реальную цену, но и обеспечили нормальные условия отгрузки и стабильные поставки. А если с умом подойти и все просчитать, то, конечно, у хозяйства есть перспективы. Всего, по оценке Александра Горева, на воссоздание ТЭЗР требуется около 20 млн рублей. Пока у хозяйства таких средств нет. Однако Горев надеется уже в 2010 году выйти на прибыль и продолжить восстановление питомника.

ОмскПресс