Одиннадцать лет на двоих

Происшествия

Одиннадцать лет на двоих

В минувшую среду в Омске был оглашен приговор по громкому судебному делу над бывшими сотрудниками Управления по налоговым преступлениям УВД Омской области Анатолием Бычковым и Максимом Прохоровым. Суд признал их виновными в получении взятки в крупном размере по предварительному сговору и приговорил к 7 и 4 годам колонии строгого режима. При этом показания одного из свидетелей – начальника Управления по налоговым преступлениям УВД по Омской области Нургалиева – вызвали у суда большие сомнения.

Согласно приговору суда, прошлой осенью Максим Прохоров, старший оперуполномоченный отдела оперативно-розыскной части по линии налоговых преступлений Управления по налоговым преступлениям УВД Омской области, проводил проверку «Омской пивной компании – 1». По имевшейся у оперативников информации, компания уклонялась от уплаты налогов. Проверка ни к чему не привела, однако руководство компании об этом не известили. Более того, оперуполномоченный предложил одному из учредителей компании, Роману Хабло, прекратить все проверки за 500 тысяч рублей. Обвинение доказало, что действовал Прохоров вместе с начальником своего отдела Анатолием Бычковым.

В итоге сумма взятки была в ходе торга снижена до 400 тысяч рублей, а 28 ноября 2008 года Прохоров забрал первую половину суммы. За вычетом банковского процента она составила 194 тысячи рублей. С этими деньгами он и был задержан сотрудниками УФСБ. Прохоров сразу же согласился на сотрудничество и тем же вечером встретился со своим начальником. В своей машине Прохоров передал деньги Бычкову. Тот их пересчитал, но понял, что за ним ведется наблюдение, вышел из машины и скрылся. На следующее утро он обратился в Управление собственной безопасности УВД с заявлением, что в отношении него проводится провокация, но был тут же задержан.

В ходе процесса своей вины Анатолий Бычков так и не признал, настаивал на версии провокации. Кроме того, по мнению защиты, бывший подполковник милиции был уволен из органов за день до инцидента – соответственно, уже не являлся должностным лицом и не мог выступать субъектом получения взятки. Факт увольнения Бычкова согласно приказу от 28 ноября 2008 года в ходе процесса подтвердил и начальник Управления по налоговым преступлениям УВД по Омской области Ринат Нургалиев.

На заседании в конце сентября с датой увольнения Бычкова разбирался сам судья Валерий Липинский.

– Если Бычков и Прохоров действительно были уволены 28 ноября, то никакого другого состава преступления, кроме мошенничества, здесь не наблюдается. А если обвинять их в получении взятки, то нужно признавать, что приказ об их увольнении был подписан задним числом, – отметил тогда Валерий Липинский. При этом судья добавил, что «если суд придет к выводу, что приказы об увольнении подсудимых все-таки были подписаны задним числом», то «эта информация, конечно же, уйдет в Министерство внутренних дел РФ».

В ходе оглашения приговора судья Валерий Липинский назвал показания Рината Нургалиева противоречивыми и ложными. Начальник отдела гособвинителей прокуратуры Омской области Сергей Савин после заседания, говоря о «ложных» показаниях Нургалиева, отметил:  

– Вопрос будет решен после того, как приговор вступит в законную силу.

Опротестовать решение Омского областного суда адвокаты Бычкова и Прохорова еще могут, приговор пока не вступил в силу. Будут ли они это делать? Скорее всего, да.

– Подлинность ни одной аудиозаписи не была подтверждена в ходе процесса. На купюрах не было отпечатков пальцев. Потовыделения на купюрах? У миллиона людей могут быть потовыделения такие, как у моего брата, – заявил сразу после оглашения приговора заслуженный мастер спорта по легкой атлетике и член сборной команды по бобслею Сергей Бычков. – Что касается показаний Прохорова – то так можно обвинить любого человека. Доказательств не было. Деньги он не брал. Я знаю своего брата как честного и порядочного человека. Человеку жизнь сломали ни за что. Я пятнадцать лет посвятил профессиональному спорту, защищал честь страны, завоевывал медали. Мне непонятно, почему с моей семьей так поступили.

Стоит отметить, что беды семьи Бычковых могут на этом не закончиться. В ходе оглашения приговора Анаста
сия Бычкова, супруга обвиняемого, впала в истерику, и из ее уст вырвалась нецензурная брань в отношении состава суда. При этом Валерий Липинский приостановил оглашение приговора и приказал судебным приставам выпроводить Анастасию Бычкову и ряд присутствующих из зала суда. Самостоятельно выходить из зала Анастасия не пожелала, приставам сопротивлялась и оскорбляла их. Сам Анатолий Бычков в этот момент кричал из-за решетки: «Не трогайте ее!»

– Я подам рапорт. Проверка оскорбления участников процесса и неуважения к суду будет проведена, – отметил Сергей Савин. Отметим, что подобные действия предполагают и уголовную ответственность. Однако, как пояснила пресс-секретарь Омского областного суда Юлия Соколенко, за последние пять лет в регионе слушалось лишь несколько подобных дел. Во всех случаях обвиняемые были не осуждены, а оштрафованы на суммы от пяти до двадцати тысяч рублей.

Жесткий приговор в отношении Анатолия Бычкова беспрецедентен. Напомним, что даже осужденный в прошлом году за получение взятки в размере 150 тысяч рублей замначальника УВД Омской области Борис Хмелев получил пять лет колонии. Анатолий Бычков за 194 тысячи на двоих получил уже семь лет.

– Я полагаю, это справедливое наказание, – отметил Сергей Савин. – Оно соотносится с тем предложением о наказании, которое выдвигалось обвинением (8 лет. – Прим. авт). Приговор суда является законным, обоснованным и справедливым.

В случае если приговор областного суда останется без изменений, то Анатолий Бычков выйдет на свободу через шесть лет. Срок ему исчисляется с 28 ноября прошлого года, когда он был арестован. Максим Прохоров же был взят под стражу прямо в зале суда и отсидит четыре года.

 

Денис КОНДРАХИН  

ОмскПресс