Анатолий ЯКУШ: «Наши пилоты вертолётов –самые востребованные на рынке труда»

Общество

Анатолий ЯКУШ: «Наши пилоты вертолётов –самые востребованные на рынке труда»

Около 28 миллионов рублей планируется направить в Около 28 миллионов рублей планируется направить в следующем году на укрепление материально-технической базы Омского лётнотехнического колледжа гражданской авиации. Поддержку в реализации мероприятий по модернизации учебного заведения пообещал первый вице-премьер Сергей Иванов, побывавший в сентябре в Омске с рабочим визитом. Он заявил, что подготовку вертолетчиков для гражданской авиации в Омске надо расширять, потому что больше нигде в стране их не готовят. О визите первого вице-премьера, проблемах и перспективах колледжа «Обозревателю » рассказал его директор Анатолий Якуш:

– Такие высокие гости, как Сергей Иванов, не посещали наш колледж никогда. Причем этот визит не планировался заранее и был полной неожиданностью для нас. Руководитель Росавиации Курзенков позвонил мне 5 августа и предупредил, что в колледж протокольно приедет первый вице-премьер. Почему впервые за всю историю колледжа у нас решил побывать первый заместитель председателя федерального правительства? Можно объяснить это только тем, что мы остались единственными в стране по подготовке пилотов вертолетов и только у нас есть единственный в стране комплексный тренажер по управлению вертолетом Ми-171.

И Сергею Иванову, и побывавшему в колледже губернатору Леониду Полежаеву на нашей территории очень понравилось. На мой вопрос «Есть ли замечания?» мне ответили: «Работайте, как работали, и не расслабляйтесь!» В ходе выступления перед коллективом Сергей Иванов объяснил, что принято решение вертолетную подготовку в колледже расширять, модернизацию тренажеров и вертолетов – проводить. Так, уже в будущем году мы должны получить партию легких вертолетов для обучения пилотов, ведь если учить летать на дорогостоящих тяжелых вертолетах, то такой пилот очень дорого обойдётся государству.

Колледж располагает большой материально-технической базой. Для ее поддержания и улучшения в последние годы нам выделяются немалые средства: в этом году на ремонт объектов инфраструктуры направлено более 20 млн рублей, в следующем обещают не меньше 28 миллионов – на ремонт нашей центральной базы и вертолетного аэродрома под Калачинском. Стратегическим направлением развития колледжа признана модернизация вертолетной техники. Начиная с 2012 года все имеющиеся в колледже вертолеты Ми-8 будут постепенно, к 2015 году, списаны, и мы неизбежно должны перейти на выпуск пилотов и бортмехаников на базе нового вертолета Ми-171.

Хотел бы подчеркнуть, что мы сохранили зонально-региональный метод комплектования набора, поскольку только за счет него можно удовлетворить потребности гражданской авиации в специалистах. Из общего количества наших абитуриентов до 70% – иногородние ребята, колледж работает по договорам подготовки с авиакомпаниями, аэропортами и территориальными управлениями Росавиации. В Новосибирске, Тюмени, Иркутске и других крупных городах Сибири и Дальнего Востока работают наши представители, иногородние абитуриенты имеют возможность проходить медкомиссию и подавать документы по месту жительства, не приезжая в Омск.  

К слову, в этом году в колледж поступил 271 человек, из них 90 обучаются на пилотов. Как и во все учебные заведения, нынче мы принимали по результатам ЕГЭ, ни одной жалобы по приему не было. В основном к нам поступают после окончания школы, а потому после первого курса нашим питомцам приходится прерывать образование для службы в армии. Есть уверенность, что из тех, кто призывался прошлой осенью, более 90% вернутся в колледж и продолжат обучение. В отличие от большинства учебных заведений у нас только бесплатное обучение – за бюджетный счет. Кроме того, курсантам положено трехразовое питание, а отличники и хорошисты получают неплохую стипендию.

Мы обучаем техников-механиков для Ту-154М, хотя в нашем парке есть Як-40, Ан-24 и -26, Ил-76, но на эти самолеты потребности у авиакомпаний нет. По Ту-204 вот уже несколько лет у нас работает компьютерный класс, где курсанты знакомятся с радиоэлектронным оборудованием этого самолета. С массовым списанием отечественных самолетов в авиакомпаниях все более актуальным становится обучение специалистов по обслуживанию импортных самолетов. Если удастся решить вопрос с приобретением программного обеспечения по тем же «Боингам», то будем учить как за границей.  

Наше обучение принципиально отличается от зарубежного: если у нас учатся работать на реальных самолетах, то у них – дистанционно, с помощью компьютерных программ. Наша отечественная школа подготовки всегда высоко ценилась на Западе, и нет причин принципиально изменять ее и готовить «полуробота», который специализируется на конкретных операциях. Но чтобы быть конкурентоспособным, нашему колледжу нужны новая авиационная техника и уровень зарплаты инженерно-преподавательского состава, соответствующий мировым стандартам.

Кроме обучения новых специалистов, колледж занимается переподготовкой и переквалификацией пилотов вертолетов из авиакомпаний со всей страны. Наши выпускники востребованы – каждому предлагаем по 6–7 вакансий трудоустройства от Урала до Дальнего Востока. За год до выпуска делаем запросы в авиакомпании и аэропорты и получаем подтверждения, что там готовы принять наших выпускников. Совет нашей отрасли по образованию, в который вхожу и я, рассматривает вопросы совершенствования подготовки специалистов, для чего, прежде всего, нужна модернизация самолетно-вертолетного парка и развитие наземной инфраструктуры.  

Готовящийся к принятию закон, позволяющий учебным заведениям создавать малые предприятия и заниматься коммерческой деятельностью, нас мало коснется, поскольку мы не должны заниматься непрофильной подготовкой. Но наш колледж тоже сможет заниматься коммерческой деятельностью, в том числе организовать платную подготовку пилотов-любителей. Тем, кто захочет научиться управлять вертолетом, нужно быть готовым к тому, что это весьма дорогое удовольствие – занятие на тренажере стоит 4200 рублей в час. Когда мы получим легкие вертолеты, то сможем готовить не только вертолетчиков-профессионалов, но и любителей, которым, чтобы получить удостоверение, требуется налетать 60 часов.  

К сожалению, в Омске не осталось базовой авиакомпании, но наш колледж тесно сотрудничает с Омским аэропортом и местными авиапредприятиями. Так, на Омском заводе гражданской авиации в этом году отремонтировали четыре наших вертолета Ми-8, три уже летают, один – в завершающей стадии ремонта. С объединением «Полет» мы работаем по региональной программе Ан-3, а вот вертолетные двигатели приходится отправлять на ремонт в Екатеринбург, поскольку ОМО им. Баранова специализируется на самолетных.

Следующий год для нашего колледжа юбилейный: в июне 2010 года ему исполнится 50 лет, как он работает на гражданскую авиацию. И мы собираемся целенаправленно и поэтапно развивать свою базу, не останавливаясь на достигнутом. 

 

СПРАВКА

Колледж был создан в июне 1960 года на базе Омского военного летного училища, которое имело богатую историю. Так, за годы Великой Отечественной войны в нем было подготовлено и направлено на фронт 2338 летчиков, из них 34 присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны в нынешнем административном корпусе колледжа располагалось конструкторское бюро Андрея Туполева.  


Андрей КОЛОМИЕЦ

ОмскПресс