Как научить вере?

Общество

Как научить вере?

Уже со следующего учебного года в российских школах начнется масштабный эксперимент по приобщению наших детей к духовной культуре.

Напомним, 21 июля президент Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею преподавания в школах России предметов по основам религий и отметил целесообразность введения института воинских и флотских священнослужителей.

По предложению Минобрнауки первые уроки в рамках эксперимента можно будет начать уже весной 2010 года. Выбрать можно будет из трех вариантов: основы религиозной культуры той конфессии, к которой они принадлежат (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общий курс по истории крупнейших российских конфессий или основы светской этики. Ученики старше 14 лет смогут выбирать самостоятельно. За тех, кто младше, будут решать родители.

Параллельно ходу эксперимента, рассчитанного на три года, предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам. А уже с 2012 года – общероссийский масштаб.

Отец Дионисий, настоятель храма Святой Троицы в поселке Светлом:

– Я, как священник, отношусь к этому решению положительно. Я думаю, что каждый должен знать свою религию. Не стоит забывать и о том, что в других странах есть подобный опыт. Никто не собирается навязывать веру, тем более что учитель будет руководствоваться учебником.

Дай бог, если преподаватели сумеют заложить в своих учеников доброе зёрнышко, которое прорастет. Ведь религиоведение не учит людей ничему плохому: пить, курить и материться. Я думаю, что преподаватели тоже найдутся. У нас в России на базе духовных училищ обычно есть семинарии и академии, где проходит подготовка преподавателей к таким предметам. Если какие-то вопросы будут возникать и станут приглашать священников для сотрудничества – это будет хорошо.

Конечно, атеисты могут увидеть в этом много минусов, но для меня их нет. Знаю только одно. У нас в Светлом, в тех воинских подразделениях, где есть священник, совершается намного меньше правонарушений. А я за три с половиной года работы с военнослужащими ни разу не ощутил негатива с их стороны.

Елена Денисова, директор МОУ «Гимназия № 19»:

– Вы знаете, для того чтобы рассуждать об этом, нужно хорошо понимать, чем это наполнят. Нужно увидеть учебники и программы по этому предмету, они не должны быть тенденциозными. Потому что стоит помнить о том, что государство у нас многонациональное и в школах обучаются представители разных религий. В одном классе, как правило, учатся дети разных конфессий, и как это реализовать даже в одном классе – сложно представить. Я думаю, что этот вопрос должен оставаться семейным. Все-таки у нас школа отделена от церкви, и родители во внеучебное время должны сами заниматься подобным образованием своих детей.

Татьяна Дернова, первый заместитель директора департамента образования:

– Не будем скрывать, что в последнее время с духовностью в нашем обществе очень сложно. Поэтому я двумя руками «за». Моя мама верующий человек, и она постоянно мне говорит о том, что чиновники давно должны осознать назревшую необходимость в таком предмете. Единственное, что мне непонятно, – почему до 14 лет за ребенка будут выбирать родители, а после – он сам? Мне кажется, всё, что касается религии, должно согласовываться с родителями. Если папа и мама атеисты, ребенку сложно будет находиться в двух мирах одновременно. Хотя я ничего, кроме пользы, в религии, исходя из заповедей, не вижу.

Я думаю, что Омску нет смысла опасаться возможной межрелигиозной розни, потому как у нас исторически все вместе: и русские, и армяне, и казахи.

Конечно, ничто не произойдет спонтанно. Тут нужен очень грамотный подход учителя, который будет об этом говорить. Понятно, что он, прежде всего, должен одинаково относиться ко всем религиям. И мне кажется, для того чтобы дети воспринимали друг друга на равных, им нужно рассказывать сначала обо всех основных религиях. А вне школы они должны принимать уже свои решения по поводу углубления в эту тему.  

У меня есть и свои дети. И в прошлом году в их классе проводили анкетирование по поводу религиозного образования. В целом родители были за введение этого предмета. Разделились лишь мнения о том, что должно преподаваться и кто это должен преподавать. Мой младший ребенок в 11-м классе, и он не ляжет спать, не прочитав молитву. Старший более сдержан, так же как и я. При этом мальчишки современные, занимаются экстремальными видами спорта.

Успеем ли всё разработать? В нашей сфере многое происходит революционным путем. О ЕГЭ мы узнали весной, и нам пришлось успеть. Для нас срок «вчера» – привычное дело. Но педагоги очень мобильные люди, и если они видят в этом пользу, то и учебники разработают к сроку, и программы напишут.

 

Людмила РОДИНА  

ОмскПресс