Поле битвы – сердца человеческие

Общество

Поле битвы – сердца человеческие

О молитве за Россию. О чуде мироточения икон и о монашестве. О помощи городской власти в восстановлении бывшего Покровского монастыря. Об этом и многом другом – беседа с наместником Свято-Никольского мужского монастыря села Большекулачье иеромонахом Савватием (Загребельным).

– Батюшка, многим духовно памятно недавнее освящение владыкой Феодосием новой церкви в честь иконы Божией Матери «Державная», построенной на возвышенности близ старицы Иртыша, на так называемых «Битых горках». Почему та возвышенность «Битыми горками» называется? Говорят, там была битва между красными и белыми?

– Была ли там братоубийственная война? Это гипотеза, предположение. Кто-то из историков утверждает, что не было, кто-то находил патроны, винтовки – признаки той войны. Так или иначе, место это является археологическим памятником. В Омской области нет гор – для Матери Божией гора нашлась. Конечно же, это не только великая милость и дар Божий, что появилась церковь на горе, но это и ответственность наша. Ну а «битая» в том и состоит… Литургию заменить акафистом, на акафисте о чем-то земном подумать: да что же мы, такие грешники, будем за всю Россию молиться? Ну и так далее. Потеря внимания, маловерие, брань, то, о чем говорил Достоевский: дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца человеческие. Поэтому основная борьба, основная битва совершается как раз внутри сердца человеческого. Это не только место обитания, но и место высшей на земле деятельности – молитвы, церковной службы. Церковь – это такое место соединения неба с землей, где, конечно же, возникает борьба: добра – чтобы нас на небо возвести, ну а зла – чтобы нас от неба увести. Кроме того, история говорит, что тысячу лет назад там был город, огражденный оградой. Были там, конечно, и труды, и беды, и счастье, радости человеческие. Стало быть, на протяжении столетий поднимались в трудную минуту очи населяющих эту гору к небу, к Богу с просьбой о помощи. И если эта молитва сейчас возрождается и продолжается, то это хорошее ознаменование.

– Батюшка, сколько в монастыре сегодня подвизается человек?

– Несколько десятков. Что такое монашество? Нам это тайна. Это тайна, которая имеет внешние очертания, но суть понимается изнутри. Например, преподобный Иоанн Лествичник и другие преподобные отцы говорили, что монашество – это есть подражание бесплотным ангелам житием своим при имении плоти. Ну, если хотите, подражание жизни, которой человек будет жить в Царствии Небесном. И уже человек здесь начинает привыкать, как бы тренироваться. И конечно же, всякая душа, немножечко пробудившаяся, имеет к этому стремление. Я не имею в виду тех, кто говорит своим родным: «Ах вы, такие-сякие, ухожу от вас в монастырь!» Это самый мирской дух, и таких людей принимать в монастырь, конечно, и близко нельзя. В монастырь не ходят из-за ненависти к тем, кто находится за забором, в монастырь уходят из-за ненависти к греху, который не в другом – ближнем, а в себе.

И вот это как бы включает в человеке некие такие лампочки, он начинает изнутри освещаться. Всегда у нас на Руси было традиционно какое-то время в течение года если не в монастыре потрудиться, значит, десятину от года в церковь отдать. И от этого чувствовали обновление, так что им хватало на целый год. И это возрождение – нормальное, здоровое чувство. Чувство, что мы едины. Общая польза – она так же радует, как и личная польза.

– И много ли к вам обращается людей?

– В последнее время обратилось 28 человек с просьбой поселиться в монастыре. Мы сами пока не в состоянии принять столько, поэтому обратились к городу, для того чтобы нам оказали помощь. В бывшем Покровском монастыре мы хотим сделать общину – богадельню «Дом трудолюбия», по образцу святого праведного Иоанна Кронштадтского, некое социальное учреждение. Оно нужно не только Церкви, тем более что люди приходят из общества. Поэтому по благословению нашего владыки Феодосия обратились к мэру Омска Виктору Филипповичу Шрейдеру. Не ожидали, но нашли отклик на высоком уровне, – планируется не только восстановление этого памятника культуры, но и обустройство общины, целью которой является помощь людям в трудную минуту. И приезжали уже несколько высоких государственных служащих. Обещали помочь, уже помогают. Сказали, что государственные деньги выделить сейчас сложно, а внебюджетные средства, насколько это возможно, изыщут. Я чувствую, что настрой у городских властей серьезный, хотят оказать помощь в благоустройстве помещения, в обустройстве быта, даже в продуктах питания, в других сферах нашей деятельности – социальной, медицинской. Даст Бог, совместно с властью мы сотворим благое дело.

– Слышали, что у вас в монастыре иконы замироточили. Так ли это?

– Это знамение нашего маловерия. Всякое знамение, всякое чудо так называемое дается для укрепления человека в вере. И скорбями, бедами, чтобы человек, имея веру, не пошатнулся, чтобы не выбило его из седла, чтобы не перегорели предохранители, чтоб он не потерял почву под ногами. Для этого ему дается знать, что есть нечто более твердое, чем та почва, на которую мы опираемся, или то, на что мы надеемся. Поэтому перед бедами, перед скорбями бывает такая помощь, подсказка.

Сейчас помазываем этим миром на Всенощном бдении, раз в неделю, на полиелее. Замироточили иконы у Царских врат – Спасителя и Пресвятой Богородицы «Смоленской» Путеводительницы. А месяца три назад стали мироточить иконы, подаренные благодетелями, – икона «Державной» Божией Матери в церкви на «Битых горках» и икона преподобного Александра Свирского. И у нас в монастыре – также икона преподобного Александра Свирского и икона святых мучеников Кирика и Иулитты.

Это явление не редкое. Вообще-то человек в вере должен утверждаться от слова проповеди, от слышания. Как вы знаете, во время гонения Православной веры при советской власти было очень много обновления икон. Господь укреплял в вере перед страданиями. Некому было утверждать веру, многих пастырей посадили в тюрьмы, расстреляли. И сейчас, при недостатке пастырей, при недостатке людей, утверждающих нас в вере, – Господь укрепляет нас такими знамениями, как это было и раньше.

Ради нас, ради грешников, эти вот явления. Нам бы надо стыдиться и плакать, что не имеем твердой веры, что нуждаемся в укреплении. Это признак нашего общего маловерия. Но сейчас, может быть, оно не греховное, потому что мы только приходим к вере. Нужно нам, конечно же, утверждаться, чтобы это не было для нас чудом. И мы должны надеяться не «на люди, на князья человеческие», на технику, на что-то еще, а надеяться на Бога. И по водам будем ходить, и несколькими хлебами сыты будем долгое время…

 

Геннадий КОНОФАЦКИЙ  

ОмскПресс