Елена Цалко: «Выигравших от резкого повышения акциза не будет»

Бизнес

Елена Цалко: «Выигравших от резкого повышения акциза не будет»

Исполнительный директор Омского филиала ОАО «САН ИнБев» Елена Цалко уверена: смена руководителя филиала крупной компании не должна влиять на работу предприятия. Проработав 17 лет сначала на заводе «РОСАР», затем — в филиале компании «САН Интербрю», а после — «САН ИнБев», полгода назад г-жа Цалко была утверждена в должности исполнительного директора омского предприятия. В своём интервью «Обозревателю» она рассказала о том, как повлиял на работу компании кризис, поделилась планами развития солодовенного производства, а также прокомментировала предстоящее повышение акцизов на пиво.

— Елена Ивановна, что изменилось в Омском филиале ОАО «САН ИнБев» за то время, что вы работаете здесь исполнительным директором?
 — В филиалах крупных компаний, таких как «САН ИнБев», с приходом и уходом руководителей ничего не должно меняться. Каких-то кардинальных изменений с моим приходом не произошло и не произойдет. Моя задача — обеспечение стабильной работы производства, достижение необходимых показателей его эффективности.
— Как омский завод справляется с экономическими сложностями?
— Пивная отрасль в целом по стране за первое полугодие упала почти на 7%. В сложившейся ситуации для сохранения нашей конкурентной позиции и преодоления сложностей, с которыми столкнулась индустрия, мы вынуждены оптимизировать эффективность затрат и повышать финансовую дисциплину.
 — Коллектив удалось сохранить?
— Когда случился кризис, мы поняли, что дальнейшее выживание возможно только при условии сохранения силь- ной команды. Нам удалось избежать массовых сокращений. Мы не снизили нашим сотрудникам заработную плату, сохранили социальный пакет: добровольное медицинское страхование, дотацию на питание, служебный транспорт, дополнительные дни к отпуску и многое другое. Считаю это большим результатом.
— К слову, об оптимизации. Есть информация, что планируется закрытие склада по улице 10 лет Октября. Чем вызвано такое решение?
— На улице 10 лет Октября у нас располагается отдел продаж и логистический центр. В настоящее время обсуждается возможность отказа от аренды помещений и перемещения сотрудников на завод. В нынешней ситуации это разумно, да и удобнее — так легче решать вопросы. Год назад на территории предприятия был построен новый, современный склад, который за счет повышения эффективности отгрузки и оптимального размещения продукции сможет справиться с дополнительными объемами. Вы правы, это может служить хорошим примером оптимизации.
— Не означает ли это, что могут сократиться объемы производства?
 — Речь идет об эффективности использования наших помещений. На объемах про- изводства это никак не отразится.
— Два года назад прежний руководитель Омского филиала ОАО «САН ИнБев» Петр Зайченко заявлял о намерении компании строить солодовенный завод. Планы не изменились?
— Наши планы по развитию в регионе солодовенного производства по-прежнему актуальны. В настоящее время для обеспечения потребностей омского производства необходимо 140 тысяч тонн пивоваренного ячменя. У местных производителей мы закупаем около 10% д а нног о объема. Этого недостаточно даже для загрузки мощностей существующей солодовни. К обсуждению возможностей строительства нового солодовенного завода, который сможет снабжать высококачественным сырьем предприятия компании, расположенные в восточной части страны, можно будет вернуться, когда урожаи пивоваренного ячменя в регионе выйдут на стабильно высокий уровень.
— Как отразится на перспективах отрасли предстоящее повышение ставки акциза?
— В период кризиса увеличение акциза в три раза будет иметь самые негативные последствия. Важно понять, что выигравших от этого решения не будет. Пивоваренные пред- приятия будут вынуждены сокращать объёмы производства, повышать цены на продукцию, увольнять персонал. Пострадают и смежные отрасли, напрямую связанные с пивоварением, — сельское хозяйство, транспорт, упаковка, торговля. Всё это приведёт к общему сокращению налоговых выплат в госбюджет, которое сведёт на нет ту краткосрочную выгоду, на которую рассчитано резкое разовое увеличение акц
иза.
— В начале этого года в федеральных СМИ прошла информация о том, что пивоваренный концерн AnheuserBusch InBev, дочкой которого является российское ОАО «САН ИнБев», продает часть активов, в том числе и в России. Омский завод в их число входит?
— Как уже сообщалось ранее, в целях рефинансирования сделки по слиянию «ИнБев» и «Анхойзер-Буш» изучается возможность продажи некоторых активов в различных регионах мира. Какое бы ни было принято решение, мы уверены, что в его основе будет тщательный анализ стратегических и финансовых последствий с позиции создания наилучших возможностей и условий для всех вовлечённых сторон.
— Недавно столкнулась с тем, что в ресторанах «Сибирская корона» не бывает одноимённого разливного пива. Сотрудники ресторанов говорят, что якобы какие-то проблемы на производстве. Это действительно так?
— У нас не было никаких проблем на производстве. Мне сложно судить о конкретном, частном случае, который, уверена, не отражает ситуацию в целом.
— Компания переключилась на новинки?
— В этом году мы представили на суд наших потребителей три значимые новинки. Весной начали производство пива «БагБир Гольден»: сочный, летний вкус, в яркой упаковке. В конце лета но- вую, достойную оправу получила «Сибирская корона»: теперь наша гордость разливается в изысканную бутылку. И наконец, «Клинское Мохито» со вкусом лайма и мяты — настоящее открытие этого года, оригинальный вкус в модной, стильной упаковке.
— Елена Ивановна, вы так вдохновенно рассказываете! А сами какое пиво предпочитаете? — Я поклонница своей продукции, в качестве которой абсолютно уверена. Сейчас мне очень нравится «БагБир Гольден».
— То есть вечером после работы вы можете зайти в супермаркет возле дома, купить пару бутылочек «Сибирской короны»…
— Именно так я и делаю (смеется). Заодно проверяю, как продукция предприятия представлена в рознице.

 СПРАВКА
 ОАО «САН Инбев» входит в бельгийско-американский концерн Anheuser-Busch InBev. Компания владеет сетью современных пивоваренных заводов в десяти российских городах – в Клину, Волжском, Омске, Перми, Саранске, Иванове, Курске, Новочебоксарске, Ангарске и Санкт-Петербурге. В 2008 году выручка «САН Инбев» по РСбу составила 39,7 млрд рублей (38,3 млрд рублей в 2007 году). При этом объем продаж снизился по сравнению с прошлым годом на 12,4% (до 18,6 млн гектолитров пива). По данным аналитического агентства «бизнес Аналитика», по итогам 2008 года «САН Инбев» занимала 18% российского пивного рынка в стоимостном выражении («балтика» – 38%, Heineken Russia – 14%, SAB Miller – 10%). Омский завод вошел в состав компании в 1999 году, в 2004 году стал филиалом ОАО «САН Инбев». Одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы. мощность – 8,3 млн гектолитров пива в год. Производит пиво торговых марок «багбир», «Клинское», «Сибирская корона», «Толстяк», «брама», «Т», «Стелла Артуа», «Старопрамен», «бекс», «левенброй».

ИЗ ДОСЬЕ
В 1992 году, окончив экономический факультет ОмГу, Елена Цалко пришла работать в ЗАО «Росар» экономистом по труду. С 2000 года – директор по персоналу ЗАО «Росар». С 2004 года – региональный менеджер по персоналу ОАО «САН Инбев». С ноября 2008 года – и. о. исполнительного директора Омского филиала ОАО «САН Инбев». 1 марта 2009 года утверждена в этой должности.

Евгения КАРАСЁВА
ОмскПресс