«За тридяветь земель»: почему Калининград и Крым больше всего пострадают от кризиса в России

Обратите внимание

«За тридяветь земель»: почему Калининград и Крым больше всего пострадают от кризиса в России

Географическая оторванность и большая, чем у других регионов, ориентированность на Запад — Калининграду и Крыму в этих условиях придётся научиться выживать.

Полгода после начала активной фазы экономического и политического противостояния между Россией и Западом — достаточный срок для подведения некоторых итогов. Введённые санкции, падение рубля и разразившийся кризис в большинстве сфер по-разному отражаются на всех регионах России. Несмотря на ряд общих признаков (сокращение бюджетов и сворачивание запланированных проектов), как минимум по двум регионам страны кризис ударил больнее всего. Речь идёт о Калининградской области и Крыме.

«Новоприобретённый» субъект федерации ждёт долгое и тяжёлое время из-за всеобщей изоляции, потери традиционных источников доходов и необходимости перестраивать систему управления на местах. За полгода Крым потерял часть прибыли от туризма и лишился принятых мировых рычагов для ведения бизнеса и социально-экономического развития. Из региона ушли все западные компании и банки, крымские предприниматели не могут заключать контракты с зарубежными фирмами, а на полуострове не действуют международные платежные системы Visa и MasterCard.

Не облегчает ситуацию и транспортная оторванность Крыма. Керченская переправа давно работает на пределе своих возможностей, а полёты российских авиакомпаний на полуостров по-прежнему происходят в спорных с точки зрения мирового сообщества правовых условиях. Всё это также приводит к дополнительным расходам для «жизнеобеспечения» региона, и так страдающего от санкций и кризиса больше других субъектов федерации.

Наконец, самой больной темой для Крыма остаётся финансовый вопрос. С марта по декабрь 2014 года инфляция в регионе подскочила до 38%, и в сложившихся условиях экономике республики может не хватить даже космической суммы, выделяемой из российского федерального бюджета. «Суммы в 681 миллиард рублей, которую власти России планируют выделить на развитие Крыма до 2020 года, может не хватить на удовлетворение всех потребностей региона», — отмечает министр по делам Крыма Олег Савельев.

Другим проблемным регионом, пострадавшим от ситуации в российской экономике, стала Калининградская область. Инфляция здесь, конечно, не так ужасает, как в Крыму — но и 15%-ный показатель в 2014 году (в среднем по России — в два раза меньше) не выглядит подспорьем для выхода из кризиса.

Впрочем, куда больнее инфляции по экономике российского эксклава в Европе бьёт другой фактор — процент импорта во всех сферах бизнеса, промышленности и хозяйства. «Калининград сильно зависит от отношений с Европой. У нас 80% импорта. Те курсовые колебания, которые мы сейчас видим, больно бьют по бизнесу и по всем жителям. Цены растут», — отмечает в интервью изданию «Новости Калининграда» заместитель председателя Горсовета Калининграда Олег Павлович Шкиль. По словам Олега Шкиля, в других регионах России доля импорта куда ниже — около 5-15%.

Всё это играет против калининградской экономики, где большинство товаров и услуг традиционно привязаны к поставщикам из Европы. Оперативно переключиться на российских производителей и российский рынок у Калининграда, как это произошло на основной территории страны, не получится. Из-за оторванности региона и таможенных правил такой вариант ещё менее выгоден, чем существование в условиях дорогой валюты.

«Товар покупается за валюту, а продаётся за рубли. Заработная плата при этом не увеличивается. В других регионах все переживают за коммунальные платежи и бензин. Но цены на топливо падают, на коммуналку — не растут. Там серьёзных проблем не так много, как у нас», — резюмирует Олег Шкиль.

ОмскПресс