ЕГЭ: первый «блин» комом?..

Общество

ЕГЭ: первый «блин» комом?..

В минувшую пятницу завершился третий и последний этап зачислений в высшие учебные заведения. Судя по предварительным итогам, «благодаря» новой системе поступления в вузы многие медалисты остались не у дел. Практически все бюджетные места на престижных специальностях заняты льготниками. Еще одной проблемой для вузов в этом году стал риск невыполнения плана набора. Однако омские специалисты уверены – частично решить эти проблемы поможет усовершенствование модели поступления.

Льготникам — «зелёная улица»

В этом году, как известно, стартовала новая система набора студентов в вузы. При поступлении учитывались результаты школьных экзаменов в формате ЕГЭ, а не проходной балл учебного заведения. Абитуриенты свободно подавали документы сразу в несколько вузов, а перед зачислением выбирали какой-то один. Ещё одним нововведением «рейтинговой» системы стала отмена льгот при поступлении у медалистов, вне конкурса принимались только социальные льготники. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, которые приводит «Газета.ru», в последнее время количество золотых и серебряных медалей резко возросло. «Сегодня медаль — уже не знак качества, — считает министр. — Ректоры ведущих вузов свидетельствуют: медалисты зачастую сдают экзамены хуже остальных абитуриентов».

Однако, отменив привилегии для медалистов, мало кто предвидел, что желающих получить высшее образование среди социальных льготников будет еще больше. В итоге большая часть таких абитуриентов была зачислены на бюджет вне конкурса, а медалисты и выпускники с высокими баллами ЕГЭ остались за бортом, и шансов на поступление у них практически не было.

— В этом году в классический университет на очное отделение было зачислено 79 абитуриентов-льготников, что на пятнадцать человек больше по сравнению с прошлым годом, — прокомментировал ситуацию ответственный секретарь приемной комиссии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Ольга Епанчинцева. — Например, на специальность «Государственное и муниципальное управление» зачислены только льготники.

Тот же факт подтверждают и ее коллеги из педагогического университета. Там в 2008 году было принято 68 заявлений от абитуриентов-льготников, в этом году — 90. Однако, несмотря на это увеличение, зачисленных льготников в педагогическом университете оказалось меньше.

— Нашему вузу немного повезло, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии ОмГПУ Виктор Дробышев. — Многие из абитуриентов-льготников предпочли учиться в других вузах, поэтому в этом году мы зачислили только 4% льготников от общего набора студентов. Хотя в прошлом году этот показатель составлял ,4%.

Возможно, проблема с льготниками стояла бы не так остро, если бы не тенденция к сокращению бюджетных мест, которая наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Приведем наглядный пример: по сравнению с прошлым годом в том же госуниверситете «бюджет» сократился на 32 места, а в педагогическом — на 95.

 

Кто остался в резерве?

Во время приёмной кампании омские вузы столкнулись с ещё одной проблемой. Возникшая неразбериха во время этапов зачисления чуть не привела к недобору студентов.

— Дело в том, что поступившие на первом этапе абитуриенты (а это, как правило, ребята с высокими баллами ЕГЭ), принесли подлинники в один вуз и на этом успокоились, уехали отдыхать, — объясняет Вероника Сергеева, заместитель ответственного секретаря приёмной комиссии ОмГПУ. — Остальным же учебным учреждениям они не сообщили, что не будут участвовать в конкурсе. В итоге, мы вынуждены были снова, на втором этапе, их же рекомендовать к зачислению, так как у них наивысшие баллы, а те, кто находился в резерве, так и остались в резерве…

В результате — вуз рискует не набрать необходимое количество студентов. А чтобы избежать подобной ситуации некоторые омские вузы идут на крайние меры — они всеми правдами и неправдами не отдают подлинники и тянут время.

Много спорных моментов вызвал и сам порядок приема поступающих. По мнению омских специалистов, он фактически не работает. Разработчики не прописали самого основного — определение используемой терминологии. В связи с этим вузы вынуждены по-своему трактовать такие понятия, как «рекомендуемый к зачислению», «резервные списки» и т.д. Кроме того, много в новых правилах и противоречий. Так, если основным документом для молодого человека при поступлении является сертификат ЕГЭ, то специалисту приемной комиссии этот документ без надобности. Для него основной формой контроля является федеральная база свидетельств. К тому же впервые набор экзаменов на данную специальность устанавливали не специалисты вузов, а Министерство образования и науки РФ. До сих пор для омских преподавателей, например, остается загадкой, почему вступительным экзаменом на «Прикладную информатику» стало обществознание, а не информатика.

 

Поднимите выше планку!

Сейчас представители некоторых московских вузов, чтобы упорядочить новую систему зачисления, выступили с предложением ограничить количество вузов для абитуриентов. Но тут сам собой напрашивается вопрос — зачем тогда ЕГЭ? Основным аргументом его разработчиков была возможность поступления для молодежи в разные вузы страны, без ограничения. Омские специалисты предлагают не столь кардинальные варианты: сделать зачисление в один этап, как было раньше, но с возможностью вузам делать донабор из числа абитуриентов резервного списка или создание единого конкурсного пространства — рейтинга в электронном виде. Единый электронный лист будет находиться в свободном доступе в Интернете. Так абитуриенты смогут видеть, где они проходят по баллам, куда стоит принести подлинники, а приемная комиссия сможет быстро сориентироваться, сколько еще человек нужно набрать из резерва. Еще одним вариантом решения проблем может стать введение планки по профильному предмету.

— На мой взгляд, для упорядочивания системы зачисления, необходимо дать вузам возможность самостоятельно устанавливать планку удовлетворительной оценки по профильному предмету, — считает директор БУ Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» Виталий Федотов. — Ведь несерьезно подавать документы, скажем, на «Бухгалтерский учет и аудит» с баллом по математике 27. Но тем не менее такой абитуриент проходит. Я не хочу обижать льготников, но профильный предмет — основной, и планка по нему должна быть выше. Например, если в школе для сдачи математики достаточно набрать 21 балл, то в вузе это должно быть не менее 41 балла. Если у абитуриента-льготника балл высокий, он может учиться.

Что ж, как говорится, первый блин вышел комом. Остаётся надеяться, что в последующие годы эта система поступления будет налажена, и таких ошибок уже не будет…

 

МНЕНИЕ

Андрей НИКИФОРОВ, абитуриент ОмГПУ:

– В этом году я поступал в Омский педагогический университет на философский факультет. После первого этапа зачисления мне предложили сдать недостающий предмет, результата ЕГЭ по которому у меня не было, сдал и поступил. И в этом большой плюс, на мой взгляд, – можно досдать нужные предметы. Кстати, этот экзамен дался мне намного легче, чем школьные. Не было такого волнения, другая обстановка, все прошло спокойно. Единственный минус – о результате экзамена я узнал только на зачислении.


Яна КУЛАЕВА, поступала в Академию МВД:

– Я подавала документы только в одно образовательное учреждение – Академию МВД. В приемной комиссии требовали принести подлинники сразу, поэтому отправить свои документы в другие вузы я не могла. К сожалению, по конкурсу я не прошла, в итоге – осталась не у дел. Подавать документы в другой вуз было уже поздно, зачисление в академии проходило 31 июля. По-моему, плохо, что абитуриентов так ограничивают…

 

СПРАВКА

По данным департамента образования администрации города, в государственной итоговой аттестации в 2009 году приняли участие 7705 обучающихся 11-х классов Омска – подавляющую часть (99,8%) сдающих составили именно они. Успешно сдали ЕГЭ по русскому языку 98,4% всех экзаменуемых, по математике – 98,5%. Не смогли сдать ЕГЭ по одному из предметов 108 человек, а 67 не справились с заданиями по двум предметам. 7530 выпускников (97,4%) получили аттестаты по результатам ЕГЭ. Причем претенденты на медали свои притязания подтвердили. По итогам аттестации золотые медали получил 201 выпускник, серебряные – 279.


Наталья ЕВДОКИМОВА  

ОмскПресс