«Скорая» спешит на помощь

Общество

«Скорая» спешит на помощь

Есть такая работа – спасать людей. От инфарктов, переломов, ожогов, травм… У сотрудников службы «Скорой помощи» есть для этого всё необходимое – и санитарный транспорт, и проверенные лекарства, и современное оборудование. Жаль только, что не всегда люди, которым требуется помощь «неотложки», адекватно относятся к труду медиков и к… своему собственному здоровью, которое так легко можно потерять… Об этом шла речь за круглым столом, организованным департаментом здравоохранения администрации города.

Самолечение – не выход

Главная задача сотрудников МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» – оказание скорой и неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Квалифицированные врачи и фельдшеры всегда помогут и взрослому, и ребенку на дому или на месте происшествия. К тому же на станции внедрен ряд новых методик, которые, например, повышают шансы на благополучный исход больных с инфарктом миокарда, позволяют оказывать оперативную помощь попавшим в беду детям, не травмируют их психику, и другие.

– Станция «Скорой медицинской помощи» достаточно оснащена медикаментами и аппаратурой, которая постоянно обновляется. Так, недавно департаментом здравоохранения принято решение о закупке аппаратов ЭКГ, – рассказал Максим Стуканов, исполняющий обязанности главного врача станции. – Лекарства также приобретаем только самые эффективные и проверенные…

Оснащение муниципальной службы «03» с каждым годом улучшается, но проблемы ещё остаются. Как отметил Максим Стуканов, самая важная из них – кадровая. Ежегодно Омская медицинская академия выпускает около 200 специалистов, но приходят работать на «скорую» единицы. Сегодня на городской станции готовы принять 30 сотрудников, а пока достигнута договоренность с медакадемией на обучение специалистов по очно-заочной форме.

Вторая проблема – стандартизация работы службы. Существует алгоритм, утвержденный Министерством здравоохранения РФ, в котором указано, какие препараты, в какой мере использовать при оказании скорой и неотложной помощи… Каждый алгоритм разрабатывается годами, его исполнение защищает специалиста от претензий со стороны пациентов.  

И третья – взаимоотношения с больными и пострадавшими. Не секрет, что некоторые больные какое-то время пытаются бороться с болезнью самостоятельно. Болит сердце или живот, они принимают таблетку-другую, которую посоветовал сосед или родственник, и ждут улучшения. А ведь не всегда боль можно и нужно терпеть, часто бывают ситуации, когда в борьбе с недугом счёт идёт на минуты, и нужно без промедления вызывать «скорую помощь».

– Чем быстрее человек обратится к нам, тем больше шансов спасти его, – подчеркнул Максим Стуканов. – Например, помощь при инфаркте через 3 часа после первых признаков дает эффект на 30 процентов меньше. И главное, больному в таком положении не стоит отказываться от госпитализации… –

Действительно, позднее обращение людей за медицинской помощью – это проблема, – отметила Елена Вахрамеева, заместитель главного врача по лечебной работе МУЗ «БСМП № 1». – Мы анализировали летальные случаи: больше 70 процентов пациентов умерли из-за позднего обращения. Хотя, могу заверить, что наши врачи могут оказать помощь любому пациенту с любой патологией…

– Если смотреть статистику по хирургии, то 29 процентов пациентов, обратившихся поздно, умирают, – поддержала коллегу Татьяна Филатенкова, заместитель главного врача по лечебной работе МУЗ «БСМП № 2». – Как это ни печально, у нас растет летальность от пневмонии. Все дело в том, что люди пытаются сначала лечить ее самостоятельно, но когда понимают, что бороться с коварной болезнью нет больше сил, то обращаются к врачу. Тогда может быть уже поздно… Если появились проблемы со здоровьем, не надо сидеть дома и надеяться на чудо, необходимо обратиться к участковому врачу. Нельзя так халатно относиться к собственному здоровью!

 

Три слагаемых успеха

Конечно, «скорая помощь» работает не автономно. Это лишь один этап в оказании неотложной помощи населению. Большое значение при оказании помощи больному имеет стационар.

– Количество обращений за неотложной помощью из года в год растет. Бывает, за сутки мы принимаем от 200 до 250 человек, – обрисовала ситуацию Елена Вахрамеева,– Поэтому мы разработали стандарты оказания помощи. Они очень эффективны. Если 5 лет назад среднее пребывание пациента в приемном отделении составляло полтора часа, а 10 лет назад – 2,5 часа, то сейчас – 52–53 минуты. Как только больной попал в приемное отделение, его регистрируют (данные заносятся в компьютер), и родственники «по справке» могут узнать о нем всё в любое время.

Самой главной трудностью при оказании помощи в приемном отделении остаются пациенты в состоянии алкогольного опьянения. Ежегодно доставляют до 1,5 тысячи пациентов «под градусом». Многие из них спокойно отсыпаются и утром идут домой. Но в 10– 15 случаях выпивохи оказываются агрессивными, оказывают сопротивление медперсоналу, а то и нападают на врачей, мешают оказывать неотложную помощь людям, которые в ней действительно нуждаются…

Впрочем, есть в этой цепочке «скорая – стационар» одно звено, самое первое. Амбулаторно-поликлиническая помощь. В последние годы работе первичного звена уделяется большое внимание, в том числе и в национальном проекте «Здоровье». И это не случайно, ведь многое зависит от того, какую помощь оказывали пациенту в поликлинике, насколько правильный диагноз был ему поставлен участковым врачом…

– Наша поликлиника обслуживает около 40 тысяч человек. И с каждым годом количество вызовов растет, – сообщила Валентина Борискова, заместитель главного врача по лечебной работе МУЗ «Городская поликлиника № 15». – Около 49 процентов обслуживаемого нами населения – это люди в возрасте старше 50 лет, у них много хронических заболеваний. К тому же у многих лиц пожилого возраста отмечаются фобии. Одним кажется, что у них развивается какой-то недуг, и они постоянно вызывают врача. Одинокие пенсионеры, как правило, забывают принять вовремя назначенное врачом лекарство. Третьи, при наличии показаний, категорически отказывают от госпитализации, хотя есть такие острые заболевания, которые необходимо лечить не в домашних условиях, а в стационаре…

Как ни обидно, но очень часто медикам приходится тратить свое время и на практически беспричинные вызовы. Ситуации бывают разные, и многих людей можно понять. Но помощь нужна в первую очередь серьезно больным людям, а не тем, кому трудно прогуляться до ближайшей аптеки, чтобы купить капли для носа. Однако, почувствовав недомогание, граждане набирают «03», зная, что услуги врачей «скорой помощи» бесплатны. Наверное, будь подругому, люди бы задумывались, прежде чем вызвать «неотложку» из-за банальной простуды, в то время, когда «врачей по вызову» ожидают «сердечник» с приступом или мамаша с температурящим «грудничком»…

 

Анна ФИНАШКИНА  

ОмскПресс