В первом полугодии 2009 года продажи новых легковых автомобилей в России в среднем упали наполовину, а по некоторым иномаркам — почти полностью прекратились. За первое полугодие 2009 года ввоз в Сибирь иностранных автомобилей сократился в 9,7 раза. В Омской области, отмечают эксперты авторынка, в люксовом сегменте менее всего пострадали продажи Audi и BMW, а в среднем классе Renault и Suzuki, по словам продавцов этих марок, даже увеличивают объемы продаж. Вторичный же рынок иномарок в Омске, по оценкам экспертов, почти «замерз».
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за первый квартал 2009 года упали на 40%, или 260079 штук, по сравнению с тем же периодом 2008 года. По итогам всего первого полугодия продажи снизились уже на 49%, или на 723027 штук. При этом в июне 2009 года по сравнению с июнем 2008 года снижение про даж легковых автомобилей в России составило уже 56%, а в июле 2009 года они упали еще на 58%, или до 115,5 тысячи штук. То есть налицо ускорение процесса.
Что касается марок авто, то по итогам июля падение продаж более 70% в России показали Ford, Nissan, Toyota, Hyundai, Mazda, Honda, Fiat, автомобили китайских марок Chery, Great Wall, BYD, ну а подразделения банкротящегося GM стали «антилидерами» полугодия: Chrysler упал на 82%, Jeep — на 85%, а Dodge — на 88%.
Падение ниже рынка (менее 58%), в свою очередь, продемонстрировал российский АвтоВАЗ (-42%) со своим французским партнером Renault (-40%), KIA (-41%), «ГАЗ» (-54%), Уо1кз\уаSеп (-35%), Peugeot (-50%), ЗигиИ (-28%), BMW (-20%), Citroen (-33%), Mercedes-Benz (-35%), SsangYong (-16%). В «плюсе» по итогам июля остались только китайская Geely и американский Hummer.
Самой продаваемой моделью в июле, равно как и за семь месяцев 2009 года, стала ВАЗовская Lada Priora (10,3 тыс. штук). Остальные три места в таблице Ассоциации занимают так же модели волжского автозавода из семейств «Самара» (7,9 тыс. штук), «классика» (5,4 тыс.), Kalina (6,1 тыс.), следом идут Ford Focus (3,4 тыс.), Renault Logan (5,1 тыс.). Кроме наступившего кризиса, по российскому авторынку иномарок в этом году ударили новые пошлины. Напомним, что в январе этого года вступил в силу законопроект, благодаря которому пошлины на новые машины повысились с 25% до 30-35% от таможенной стоимости.
Кроме того, сроки отнесения автомобилей к категории «подержанных» сократились с семи до пяти лет, а пошлины на них выросли в среднем наполовину. Изначально было объявлено, что подобные меры вводятся сроком на девять месяцев, однако игроки рынка выражают опасения, что по истечении данного срока пошлины снижать не будут ни на подержанные, ни на новые автомобили. Отечественные дилеры подготовились к такому повороту событий и затарились машинами 2008 года под самую завязку — это и удержало российский авторынок от более крутого падения.
Как ни странно, но в целом по итогам прошлого месяца некоторые аналитики говорили даже о… замедлении падения продаж на российском авторынке. Однако оценим прошлые прогнозы экспертов по объемам продаж автомобилей в России на 2009 г.
Напомним, что в январе этого года крупнейшая в мире американская консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers предрекала падение продаж авто в России в 2009 году от 15 до 45 процентов. Но если пессимистический прогноз PricewaterhouseCoopers несколько совпадает с показателями по первому полугодию, то уж ни в какие рамки не лезет январский прогноз французского автопроизводителя Peugeot: компания планировала в 2009 году увеличить продажи в России на 20-25%, до 60 тысяч автомобилей. Ну а пока, как видим из таблицы, Peugeot имеет в первом полугодии 2009 года падение продаж на 17% по сравнению с первым полугодием 2008 года.
Тем не менее, без новых прогнозов не обойтись. Специалисты все той же PricewaterhouseCoopers теперь полагают, что российский рынок продолжит падение и по итогам всего года при пессимистичном варианте развития событий может просесть на 60%. Причем доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизится с 31% в 2008 году до 20–10% в 2009 году, а средняя стоимость продаваемого в России автомобиля в 2009 году составит 20– 18 тысяч долларов против 21,7 тысячи долларов годом ранее. Управляющий директор «Хен-дэ Мотор СНГ» Денис Петру-нин считает, что позитивную динамику роста относительно предыдущих месяцев можно ожидать только весной следующего года. «По сравнению с прошлым годом в 2009 году падение продаж составит примерно 55–60%, и в целом будет продано всего около 1,4 млн автомобилей, включая продукцию АвтоВАЗа», – отмечает он.
Как считают эксперты, предпринимаемые правительством РФ меры для поддержки только тех компаний, чье производство находится в России, неспособны ощутимо оживить рынок в целом — поддержка необходима всем участникам рынка. Тем не менее, на мировом фоне российский даже в своем падении выглядит весьма достойно. Если, по мнению экспертов, в результате падения продаж в 2009 году автомобильный рынок России вернется к показателям двух-трехлетней давности, в то же время рынки развитых стран могут вернуться к показателям десяти-двадцатилетней давности.
Что же касается Омской области и Сибири в целом, то, в частности, по данным Сибирского таможенного управления, за первое полугодие 2009 года ввоз в Сибирь иностранных автомобилей сократился в 9,7 раза. Всего за этот период в Сибирь было ввезено 837 иномарок (737 легковых и 100 грузовых), тогда как за первое полугодие 2008-го — 8165 машин. Как и в прошлом году, самыми популярными марками иностранных автомобилей, оформленных в первом полугодии 2009 года, являются Тоyotа, Lexus, Honda, Mercedes-Benz и BMW. В первом полугодии 2009 года Омская таможня оформила 79 автомобилей, Новосибирская — 343, Томская — 113, Алтайская — 102, Красноярская — 73. Эти цифры косвенно иллюстрируют мнение игроков авторынка об относительно низком, по сравнению с соседями, потенциале продаж в Омской области.
В нашем регионе, отмечают эксперты, менее всего пострадали продажи некоторых автомобилей люксового сегмента (Audi -15%, BMW -16%), а в отдельных случаях даже сработали «в плюс» (например, Hammer и Cadillac). Все объясняется просто: те, у кого были деньги, автомобили как покупали, так и покупают. Директор отдела продаж автосалона BMW в Омске (автоцентр «Барс») Михаил Григорьев отмечает, что за год люди свыклись с кризисом и стали потихоньку привыкать к жизни в ситуации экономической нестабильности. Заметно, что клиенты стали возвращаться в салоны.
Впрочем, не во все. Как видно из комментариев опрошенных игроков рынка, оценки ситуации на нем могут быть весьма противоречивыми. У некоторых дилеров японских и корейских машин отмечается падение объемов продаж в несколько раз, но у других продажи растут. Не все однозначно и у европейцев. Например, в автосалоне «Сот-моторс» менеджеры по продажам не скрывают: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи по Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep и Dodge упали минимум в два раза. Зато в автоцентре «Рено-Омск» царит сдержанный оптимизм. «Продажи новых автомобилей идут стабильно, план выполняется, причем он даже выше, чем в прошлом году, – сообщили «Обозревателю» менеджеры отдела продаж «Рено-Омск». – В кризис люди предпочитают выгодно вкладывать деньги в движимое и недвижимое имущество, а наши цены это позволяют, хоть на них и отразилось повышение таможенных пошлин».
Но опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что вторичный рынок иномарок в Омске стоит намертво – потенциальные покупатели скорее настроены на приобретение новых машин.
КОММЕНТАРИЙ
Никита Банников, начальник отдела продаж автоцентра «Феникс-Авто»:
– Сейчас у нас по «Сузу-ки» идет помесячный рост продаж на 50–70 процентов. Это мы связываем, прежде всего, с грамотной маркетинговой и ценовой политикой, открытием центрального представительства фирмы в России, развитой логистикой и некоторым оживлением автокредитования. Первоначальный «пошлинный» шок января-февраля вскоре прошел, и покупатели довольно быстро привыкли к новым ценам. В премиум-сегменте мы в первом полугодии этого года продали «Ауди» больше, чем в Омске за это же время продали «Мерседесов» и «БМВ», вместе взятых. В абсолютных же величинах объемов продаж за последние три месяца в Омске среди иномарок лидирует «Шевроле», затем – «Тойота», «Рено» и «Судзуки». Хотя, безусловно, по многим маркам объемы существенно упали. Например, если в первом полугодии 2008 года было продано более ста «Ниссанов», то в первом полугодии 2009-го – порядка двадцати…
КОММЕНТАРИЙ
Алексей Марланд, директор по продажам автоцентра Styer (Ford в Омске):
— Продажа машин в городе и стране продолжают падать, но темпы падения «замедляются». Среди причин снижения продаж на рынке -увеличение конечной стоимости автомобилей, снижение покупательской способности, к тому же сами салоны искусственно снижают количество запасов на складах. Конечная стоимость даже при учете скидки все же остается высокой. При этом зарплаты населения упали. Автодилеры не держат большие запасы на складах – это попросту нерентабельно, а под заказ машина стоит несколько дороже, чем если бы она была в наличии.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей Мулькеев, директор автосалона «Вся Япония»:
– Зимой машины еще как-то брали, но в целом в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи у нас упали в 3–4 раза. Потенциальный покупатель наших «японок» ждет отмены указа о повышении таможенных пошлин, боится запрета правого руля и… постепенно переключает интерес на европейские машины. Дошло до того, что некоторые ведущие омские дилеры «Тойот» не могут распродать новые машины, за которыми раньше выстраивались очереди. Да и работающих кредитных схем нет, а ведь это минимум 70 процентов продаж. Нет у людей и наличных денег, и доходит до того, что они вынуждены продавать за бесценок свои новые машины, чтобы рассчитаться с банками по взятым кредитам. Так что новую машину сейчас, в принципе, можно купить на рынке за гораздо меньшую цену, чем при доставке из-за рубежа».
Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ