На погостах становится чище

Общество

На погостах  становится  чище

Бухгалтеры, инженеры, водители, парикмахеры – некоторые из них теперь работают на кладбищах. Кризис оставил немало людей без работы. Попытки найти новую – не у всех закончились успехом. Однако многие омичи не отчаялись и, переломив себя, согласились пусть и на временную, и не очень престижную работу. Например, уборщиками кладбищ…

До кризиса Ольга Капитонова работала бухгалтером в частном магазине. Но в январе этого года осталась без работы. Сильная духом, она сразу начала поиски, встала на учёт на бирже труда.

– Весной я хотела пройти обучение, повысить квалификацию, – рассказывает Ольга. – Но свободных мест не было, мне предложили устроиться на общественную работу – либо сажать цветы, либо убираться на кладбище. Второе оплачивалось дороже. Пошла сюда. Сначала, конечно, было тяжело. Пришлось перешагнуть через какой-то внутренний барьер. Сейчас легче. В августе надеюсь попасть на курсы…

На Ново-Южном кладбище сейчас работают две бригады «общественников» по двадцать человек каждая. В первой трудятся в основном студенты, во второй – люди среднего возраста. Все они в недавнем прошлом имели достойную работу, но, увы, потеряли ее.

– Другого места нам уже, наверное, нет, – мрачно шутит Татьяна Белоглазова, которая отработала браслетчицей на заводе им. Баранова восемнадцать лет. – Я вот сама уволилась. Ну, невозможно жить при зарплате в пять тысяч рублей и квартплате – в четыре с половиной тысячи рублей!

Рядом с Татьяной и Ольгой трудятся бывшие водители, штукатуры, строители… Многие из них в лучшее время взяли кредиты, с которыми теперь пытаются расплатиться. Временная работа на кладбище не дает им опустить голову и позволяет на что-то надеяться.

 

Все на уборку?

– По направлению общественных работ нами в этом году было создано восемь тысяч рабочих мест, – рассказывает Галина Петрова, заместитель начальника департамента социальной политики города. – Мы предлагаем неквалифицированный труд и прежде всего для граждан, оставшихся без работы. При этом человека не снимают с учета на бирже, и он продолжает получать пособие по безработице. Это неплохая поддержка.

Решение создать на базе департамента социальной политики городской центр временной занятости было принято мэром еще в марте. Тогда же было решено увеличить размеры заработной платы за уборку кладбищ, больших территории и парков и дорожные работы до 8000 рублей. При этом по другим общественным работам – социальным опросам, ремонту школ и административных зданий, озеленению – средняя заработная плата составляет почти шесть тысяч рублей.

Через центры временной занятости в округах на общественные работы уже устроились почти две с половиной тысячи человек, тогда как за первую половину 2008 года их было чуть больше тысячи.

– Акцент при трудоустройстве на общественные работы мы делаем на людях, потерявших и ищущих работу, – уточняет Галина Петрова. – Но принимаем и пенсионеров, и студентов. Бывают ведь разные жизненные ситуации. Вот обратился недавно лично ко мне пенсионер из поселка Берегового. Сказал, что его сын женится и ему очень надо подработать. Мы пошли навстречу, устроили его в КТОС.

 

У нас не мусорить!

Но в КТОСе пенсионер проработал всего три дня, потом он просто не вышел на работу. Главная сложность, с которой сталкиваются все идущие на временную общественную работу, – это людское и собственное предубеждение: мол, не престижный это труд. В нашем обществе почему-то считается зазорным пойти убирать кладбище, где похоронены, может быть, родственники или знакомые. При этом мусорить на этих же кладбищах не стыдно?..

– Люди далеко не всегда выносят за собой мусор, они выпивают на могилке родственника и оставляют бутылку на могиле его соседа, – сетуют работники Ново-Южного кладбища. – И стоит одному выбросить на могилку бутылку, как тут же появляется целая куча мусора. Площадь кладбища 147 гектаров. Убрать его силами нескольких постоянных работников очень затруднительно…

– Тут, скорее, живых надо бояться, а не мертвых, – считает Татьяна Белоглазова. – Поначалу нас всех, конечно, оторопь брала от такого трудового места. Читали надписи на надгробиях. Задумывались о жизни и смерти, а потом привыкли. Жути не здесь много, а в нашем обществе. Моя подруга на заводе тридцать лет проработала, так и ее уволили по сокращению. Я думаю, что многие люди нам благодарны. Убираться на кладбищах нужно.

– К сожалению, по общественным работам у нас наметилось несколько проблем, – отмечает Галина Петрова. – Во-первых, многие люди, отработав два-три дня, увольняются. Во-вторых, некоторые трудоустраиваются и вскоре уходят на больничный, а воспрепятствовать этому мы не можем.

Всего на общественные работы будет потрачено почти 94 млн рублей, из них значительная доля – финансирование из федерального бюджета.

– Если желающих устроиться на общественную работу будет больше восьми тысяч человек, то сумма, скорее всего, будет пересмотрена, – утверждает Галина Петрова. – Работу мы поможем найти всем нуждающимся.

Самое парадоксальное в этой ситуации, что во время кризиса город стал чище. Временной работой по уборке парков, остановок, улиц и кладбищ воспользовались сотни горожан. И пользу от такой повсеместной уборки ощущают все.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

Городской центр временной занятости – 31-92-51.

 

Денис КОНДРАХИН

ОмскПресс