Экспертное мнение: слияние Омской и Новосибирской областей

Экспертное мнение: слияние Омской и Новосибирской областей

Политолог Иван Жуков рассказал о тенденции к слиянию регионов.

Омскпресс стало известно, что существует план по слиянию Омской и Новосибирской областей. Инициативу обсуждали с полномочным представителем  Президента по Сибири Николаем Рогожкиным.

О слиянии регионов, федеральных трендах и зависти к соседям корреспонденту Омскпресс рассказал омский политолог Иван Жуков.

Экспертное мнение: слияние Омской и Новосибирской областейЕщё в студенческие времена я во время традиционной встречи тогдашнего губернатора со студентами задал вопрос «не по бумажке», поинтересовавшись, как он относится к идее укрупнения регионов. Сей вопрос Леонида Константиновича разгневал, его пришлось успокаивать ректору, отдельные впечатлительные однокашники даже прочили мне скорое отчисление.

А если серьёзно, то концепции укрупнения регионов появлялись регулярно с конца 90-х-начала 2000-х: концепции «8 губерний», «20 губерний», «28 губерний» и тому подобное. Основных мотивов было два: стабилизация экономической ситуации за счёт поглощения мелких и слабых большими и богатыми; ликвидация национальных республик с сепаратистскими устремлениями. Ни одна их этих концепций реализована не была. Можно было созерцать лишь косвенную реализацию отдельных задач (попытка Ставропольем сбалансировать Северный Кавказ в рамках федерального округа).

Отдельные слияния регионов происходили по одной схеме: в состав крупного региона с относительно сильной экономикой входил слабый, малочисленный национальный округ. Порой эти национальные округа ранее уже были частью крупных регионов. Бывший Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вообще был полностью окружён Иркутской областью, и смысла в его отдельном функционировании не было. Такое укрупнение – закономерное следствие сильного дробления регионов страны, происходившего в течение 20 века.

На сегодняшний день большинство регионов России морально не готовы к объединению (даже в ситуации экономической стагнации), и разграничение полномочий между Архангельской областью и Ненецким автономным округом – вящее тому подтверждение. Относительно бедная Курганская область, обделённая ископаемыми, теоретически могла бы быть «взята на баланс» Тюменской областью, но такое решение не получит поддержки ни в Кургане, ни в Тюмени. К тому же надо понимать, что в ситуации кризиса регион-донор вряд ли пойдёт на то, чтобы присоединять бедный субъект Федерации и поднимать его экономику.

Полагаю, что проекты по преобразованию федеративных отношений будут возникать и дальше, это продиктовано спецификой Российской Федерации: самой большой и весьма асимметричной федерации с наличием регионов, образованных как по территориальному, так и по национальному признаку.

Что касается объединения Омской и Новосибирской областей, то подобные слухи возникали не намного реже, чем предположения о грядущей отставке Полежаева. Если посмотреть на ситуацию в экономике, то наш регион относится к умеренно стагнирующим середнякам (что бы ни говорили о плачевном положении области, но есть масса регионов, где ситуация ещё хуже). Это, конечно, относится не к заслугам нынешнего руководства, а к крепкому советскому заделу.

Определённая конкуренция между Омском и Новосибирском была всегда, и подобные слухи есть её проявление и, возможно, досада по поводу лидерства соседей.

Однако если говорить о слиянии Омской и Новосибирской областей, то никаких экономических и прочих катастроф, а также политической воли, позволяющих инициировать такое объединение, просто нет.

ОмскПресс