Алексей Учитель: «Если есть талант, нужно уезжать из провинции»

Культура

Алексей Учитель: "Если есть талант, нужно уезжать из провинции"

Известный кинорежиссёр рассказал, что нашёл исполнителя главной роли в своём фильме «Восьмёрка» по интернету.

В рамках проведения кинофестиваля «Движение» организаторы решили порадовать журналистов и поклонников, устроив интервью со знаменитым кинорежиссёром Алексеем Учителем. Напоминаем, в день открытия фестиваля состоялся показ фильма «Восьмёрка», в котором главную роль исполнил актёр омского театра драмы Алексей Манцыгин. Фильм снят по повести Захара Прилепина «Восьмёрка». Премьера уже состоялась на престижном фестивале в Торонто, где картину хорошо приняли и она собрала полные залы. До этого «Восьмёрка» стала одним из самых ожидаемых картин на фестивале, наравне с работами Стива МакКуина, Рона Ховарда и Рэйфа Файнса.

В первую очередь, было интересно, как режиссёр нашёл омского героя.

Алексей Учитель: Как я его увидел? Никто не верит. Когда мы уже отчаялись найти кого-то, то стали просто по сайтам областных театров листать фотографии. Вот просто листали и листали. Я искал, прежде всего, простое лицо в хорошем смысле, русское лицо, а его не так-то легко найти, да ещё с глазами, которые что-то выражают. Наткнулся на фотографию – больше ничего. А дальше вызвали, он прилетел. Летал пять раз к нам, только с последнего раза я все-таки решился его утвердить, потому что был большой риск. Можно быть очень хорошим актером в театре, а в кино провалиться. Например, я знаю, что многие актеры на пробах начинают громко говорить – привычка театральная. Но потенциал и актёрский талант у Алексея Манцыгина безусловно есть. Я почему его много раз вызывал — чтобы постепенно он адаптировался. На четвёртый приезд Алексея я был уверен на 99,9 %. Кстати, на пятый раз я позвал Захара Прилепина, мне было важно скорее психологически, чтобы он подтвердил его, что это тот человек.

Алексей Учитель: "Если есть талант, нужно уезжать из провинции"

О названии «Движение» для кинофестиваля в прошлом году говорил Артём Михалков. По его словам, вариантов было несколько, но именно это название могло вдохнуть в проект жизнь. Алексей Учитель сравнил название со своим бытием.

Учитель: Я вкладываю только один смысл. У меня последний выходной день был восемь месяцев назад, причем я нисколько не преувеличиваю. Сейчас у меня идёт подготовка к ещё одному новому проекту, к концу мая начинаются съёмки, и у нас очередная проблема – снова нет главной героини. Может, снова найду то, что нужно, в омском театре драмы. Я знаю ваш театр лучше, чем любые другие театры. Это же пройденный этап, хотя наверняка здесь есть ещё хорошие актёры.

Вся моя работа, к сожалению или к счастью, создаёт мне жизнь, которая и есть вечное движение. Но я по себе замечаю: даже если мне удаётся раз в два года на неделю вырваться куда-то отдыхать, через 2-3 дня мне сразу становится не по себе. В прошлом году я уезжал на 10 дней, и за это время я два раза слетал в Москву… Это плохо – я не умею расслабляться, все время в напряжении. Но в этом моя жизнь, и если ты не отдаешься кино, это не профессия. Экран – это такая лакмусовая бумажка, она ничего не прощает, никаких огрехов – сценарных, режиссёрских и, прежде всего, человеческих.

Учитывая тонкую сферу театра, от которой Учитель недалеко ушёл, кинорежиссёр решил провести не менее тонкую параллель, сравнив кино и подмостки.

Учитель: Вы в кино снимаете эпизод один день, и вы в этот день должны получить гениальный результат – у вас нет другого выбора. А если актёр приедет в плохом настроении? А если он встал не с той ноги? А если у оператора болит спина? А если ты режиссёр и тебе сообщили что-то плохое? И при этом у тебя нет выбора – ты должен получить максимальный результат сегодня. Нет выбора, потому что завтра надо снимать уже другое. Кино – это слишком дорогое удовольствие, и это иногда очень сильно действует. Если режиссёр не умеет психологически точно собрать каждый день – а их иногда по шесть месяцев, а это еще 200 человек группа, а это ещё миллион проблем – финансовых, производственных – и всё на тебе. Всё на тебя выливается. Это надо не закричать караул, не попасть в сумасшедший дом и при этом снять гениальное кино. Это дико сложно. Я удивляюсь, сейчас во ВГИК идёт много девушек. Я п
рямо плачу, когда вижу, отговариваю каждую: «Зачем?!». И эти девушки добиваются неплохих, интересных результатов.

Алексей Учитель: "Если есть талант, нужно уезжать из провинции"

В 2001 году Алексей Учитель стал народным артистом России. Его фильм 2005 года «Космос как предчувствие» получил главный приз XXVII ММКФ — «Золотого Святого Георгия» и премию «Золотой орёл» за лучшую режиссёрскую работу. А с 2010 года он президент Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку».

Учитель: Есть режиссёр хороший и не очень. Какая разница, из провинции он или нет? У него есть свой опыт жизни, свои представления, и мы прекрасно знаем, что режиссёры из провинции работают прекрасно, получают премии и так далее. Две вещи: талант, безусловно, от него никуда не деться, и фанатизм – в хорошем смысле. Ещё интуиция – одно из главных качеств режиссёра. Почувствовать, когда и кого снимать. Бывают страшные случаи, когда ты начинаешь снимать, тебе казалось, что это лучший актёр или актриса, а вдруг на третий съёмочный день ты понимаешь, что ошибся. Многие очень боятся этого и всё равно продолжают – инерция, производство. Проблема в том, что в провинции вы никогда не найдёте денег на кино.

Надо уезжать, если чувствуешь талант. Я могу сказать больше, я из Петербурга, я там родился, вырос, работал очень долго, если бы я в какой-то момент переехал в Москву, я бы снял больше. Можно ещё в Голливуд, тоже хорошее место.

Алексей Учитель: "Если есть талант, нужно уезжать из провинции"

В 1990 году Алексей Учитель основал свою киностудию «Рок». Своё название студия получила от одноимённого фильма, снятого Алексеем Учителем в период перестройки, о рок-иконах эпохи СССР. Документальный фильм «Рок» сегодня — своего рода летопись российского рока.

Учитель: Я делал помимо «Рока» ещё фильм «Последний герой», документальная картина о том, как Виктор Цой погиб. Я тогда встречался с водителем автобуса «Икарус», который сбил его. У меня всегда было желание сделать фильм про этого водителя, что испытал этот человек. Очень интересное психологическое состояние, и я хотел снять такое кино. Для меня действительно загадка, что эта популярность Цоя не спадает. Странно, удивительно при нашей жизни, такой миф, но он живёт.

Учитель: В игровом кино мы не умеем моментально, как американцы, снимать актуальное кино. У них как что-то произойдёт, они сразу это выносят на экран. Сняли президента, или, не дай бог, он умер – про него сразу снимают кино. Меня часто спрашивают, почему нет кино про Ельцина, Горбачёва, Гагарина – ну вот «Гагарина» сняли, без комментариев. И так далее. Они на это реагируют, они не боятся выносить это и снимать об этом кино. А мы… у нас такой ген заложен — то ли страха, то ли чего…

Напоминаем, учитывая нынешние русско-украинские отношения, новый фильм Алексея Учителя «Восьмёрка» запретили к показу на Украине. Режиссёр прокомментировал и эту ситуацию.

Алексей Учитель: "Если есть талант, нужно уезжать из провинции"

Учитель: Я уверен, что они фильм не видели, они просто прочитали в аннотации «ОМОН» — и за счёт этого фильм запрещён. Мы пытаемся бороться. К слову про Украину, я люблю Украину, у меня масса там друзей и знакомых. Я действительно, искренне считаю, что Крым – это ошибка политическая. Мы его отвоевали, а потом Никита Сергеич Хрущёв просто отдал за подписью на бумаге – это просто дурость, никто не понимал и не мог себе представить, что Советский Союз не будет существовать вечно. Как может быть Севастополь не русским городом?

В том, что сейчас происходит, я полностью поддерживаю нашего Президента. Вы понимаете, если бы у нас другой был сейчас лидер, мне трудно представить, как бы было. Самое страшное – каждый отстаивает сейчас свои личные интересы, вот это самое ужасное. Политика все равно вещь довольно грязная, все чисто не бывает ни с какой стороны. Если бы они могли сесть и нормально договориться… но этого не будет.

Фото: Дмитрий Феоктистов

ОмскПресс