Депутаты Горсовета обсудили, как бороться с нелегальными маршрутчиками, работающими без лицензий и уклоняющимися от уплаты налогов.
О проекте депутатам доложил директор департамента транспорта мэрии Омска Олег Осинский на заседании комитета по вопросам ЖКХ. Он рассказал о внесении изменений в порядок допуска перевозчиков к перевозке пассажиров.
Например, в каждом лоте сможет участвовать не более 10 % транспортных средств перевозчика. Причём несоответствующие техническим требованиям автомобили учитываться не будут. Если одну машину попытаются представить несколько перевозчиков, её просто исключат из конкурса.
Перевозчики будут обязаны ежеквартально отчитываться о количестве перевезённых пассажиров и километраже. Старые маршрутки будут менять на автобусы средней вместимости и автобусы от 50 до 79 мест, в каком соотношении – ещё предстоит решить. Чем больше в автобусе мест, тем дольше будет действовать договор: с «ГАЗелями» – 3 года, с автобусами средней вместимости – на 6 лет, если больше – на 8 или 10 лет. Действие договора прекращается при исключении маршрута из маршрутной сети. В конкурс включен ещё один новый критерий – если перевозчик своим транспортом сможет полностью закрыть маршрут, у него будет больше шансов победить в конкурсе.
Нужно простимулировать автобусы большой вместимости – разрешить им двигаться на полосах для общественного транспорта, которые появятся в Омске. А «ГАЗелям» запретить движение по ним,
— предложил Юрий Федотов.
Сколько маршрутов ещё не разыграно?
— уточнил Евгений Сметанин.
Олег Осинский пояснил, что речь идёт о 20 маршрутах, но они нерентабельны.
Мы долго занимались оптимизацией маршрутной сети и дошли до того, что у нас 254 маршрута. В Тюмени – 100, в Красноярске – 86. Мы всё равно всех не удовлетворим, пересадочные пункты в городе-миллионнике должны быть. А «ГАЗели» сегодня конкурируют, и вот вчера три столкнулись, девять человек на больничной койке. Вучик нам рассказал, что в США транспорт конфискуют, если он работает нелегально,
— пояснил Олег Осинский.
Евгений Сметанин добавил, что должны быть жёсткие санкции, если водителя заставали за рулём пьяным или в состоянии наркотического опьянения, и что за это стоит лишать лицензии.
Завтра поменяет лицензиата и придёт совершенно чистый. У нас 12 других критериев,
— вздохнул Олег Осинский.
Это развитие решения, которое мы обсуждали на рабочей группе год назад. Я его поддерживаю. Но хочу предупредить, что Олег Иванович зря оценивает количество маршрутов по сравнению с другими городами. Это наше социальное достояние, удобство наших людей, хоть это экономически невыгодно для вас. Не надо омичей его лишать,
— выступил Валерий Кокорин.
Олег Осинский пояснил, что часть транспорта будет переводиться на другие маршруты с учётом рыночной ситуации.
Нужно решить вопрос по легализации перевозчиков и установке системы «Глонасс». Сейчас системы этой нет. Автомобили без договора и такой системы вообще на маршрут выпускаться не должны. Это возможность контролировать маршрутчиков и получать от них отчисления в бюджет,
— выступил Александр Иванов.
Они отчитываются процентов за 20 транспорта. Имеет смысл обсудить ситуацию с налоговой, от комитета обратимся на имя мэра с соответствующим предложением. Сегодня получается, что муниципальный транспорт полностью все налоги платит – 562 млн рублей в год — и находится с частниками в неравных условиях. Они заплатили 10 млн рублей за 2013 год, хотя фактически перевезли половину пассажиров. Нужно понять реальную ситуацию,
— поддержал его Юрий Федотов.
Мы сейчас всех собак и волков пустим за этими предпринимателями. Вы же понимаете, что они за свой счёт приобретают автобусы, в отличие от муниципального транспорта. Нужно найти золотую середину,
— подчеркнул Валерий Кокорин.
Олег Осинский пояснил, что, по большому счёту, дептранспорта может хоть завтра расторгнуть все договоры, но тогда перевозчики продолжат ездить нелегально. Ситуацию спасёт разрабатывае
мый сейчас федеральный закон о запрете конкуренции в пассажирских перевозках.
В итоге депутаты приняли вопрос к рассмотрению, его будут дорабатывать и ещё раз рассмотрят на комитете в конце весенней сессии.