«Безопаснее, когда пешехода на дороге нет вообще…»

Общество

«Безопаснее, когда пешехода на дороге нет вообще…»

Городским дорогам стали выдавать паспорта, а дорожным движением в скором времени будет управлять компьютер. Для повышения безопасности на дорогах Омска новый департамент дорожной деятельности и благоустройства готов претворить в жизнь и другие смелые задумки, отвечающие требованиям времени. О настоящем и будущем дорог, пешеходов и водителей нам рассказал начальник отдела управления безопасностью движения департамента Виктор Бабак.

      Больше аварий – больше светофоров
     – Начиная с 2005 года, безопасность дорожного движения стала одним из главных направлений работы мэрии. Из 208 городских светофоров 105 штук – это новые светодиодные, которые даже в случае, если перегорит одна из ламп, будет гореть ярко, к тому же они долговечны и прочны. Однако как минимум 20 светофоров сегодня работают на последнем издыхании – ламповые, которые служат уже лет по двадцать. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда одновременно загорается зеленый свет и красный. Это как раз те самые старые светофоры. В морозы они отключаются первыми. В идеале хотелось бы полностью заменить устаревшие конструкции на более современные. Кстати, установка одного светофора обходится от 900 тысяч до 2 миллионов рублей. Удовольствие, как говорится, дорогое. В целом до 2011 года планируется установить 33 светодиодных светофора. Это по плану.
     Установка каждого светофора производится только при наличии технического задания ГИБДД. Если жители изъявляют желание установить светофор, например, рядом со своим домом, то представители ГИБДД выезжают на место, проверяют обоснованность установки и подключения. В каждом случае учитывается аварийная обстановка, количество ДТП, другие параметры, от которых зависит вопрос целесообразности установки светофора. По нормативам расстояние между пешеходными переходами, где необходимо поставить светофор, должно быть на уровне 200–300 метров, но если требуется, может быть и меньше. Особенно это касается центра города. Сейчас решается вопрос о круглосуточной работе ремонтной бригады, чтобы можно было более оперативно устранять неполадки.
     
      А подземные переходы лучше построить везде
     – Лично я бы на всех перекрестках Омска призвал бы построить подземные переходы – безопаснее, когда пешехода на дороге нет вообще, когда транспорт и люди осуществляют движение в разных уровнях. Но насколько это финансово реально?
     Возникает другой вопрос. На улице Орджоникидзе в прошлом году в ходе реконструкции магистрали было установлено 550 дорожных знаков, 11 современных светофоров с отсчетом обратного времени, установлено более 4,5 тысячи погонных метров пешеходных и транспортных ограждений. Все это стоило немалых средств, усилий. А сегодня по-новой ремонтируем, восстанавливаем. Явно из хулиганских действий были испорчены, буквально завернуты, некоторые дорожные знаки, разграблен один светофор, поврежден другой.
     Обслуживанием подземных переходов занимается предприятие «Гортехэксплуатация», в ведении которого уборка территории, содержание объекта в должном состоянии. На сегодняшний день в Омске 17 подземных пешеходных переходов, еще один – около «Арены-Омск» – в стадии передачи. В планах на этот год строительство подземных или надземных пешеходных переходов не предусмотрено.
     
      Наука о пробках
     – Ситуация на дорогах была бы другой, если бы транспортные развязки находились на разных уровнях, а не на одном, как у нас. Ведь большинство заторов именно из-за этого. Дело еще в том, что последние 5 лет интенсивность движения, которую регулируют светофорные объекты, не пересчитывалась. Сейчас мы как раз и занимаемся этим совместно с учеными и студентами СибАДИ. Изменением режима работы светофоров можно добиться минимизации транспортных заторов. Например, «просчитали» транспортные потоки на Октябрьском, так называемом Горбатом, мосту. Проанализировали, добавили секунд десять на светофоре, и в результате напряженность снята.
     Сейчас такие же работы проводим на других участках. Существуют и другие методы ликвидации заторов, которые нами также практикуются. Например, расширение проезжей части в районе перекрестков. Даже незначительное расширение увеличивает пропускную способность, а затраты на такие работы не столь велики. Яркое доказательство тому, движение на 6-й Станционной, где раньше машины стояли в два ряда вплоть до улицы Кирова.
     
      За тобой следит большой… счетчик!
     – Сегодня в городе устанавливаются современные светофорные объекты, которые могут работать в автоматизированной системе управления дорожного движения (АСУДД). Система позволит в автоматическом режиме из единой диспетчерской управлять светофорами города, в оперативном режиме реагировать на конкретную ситуацию на дорогах. Детектор на светофоре сам автоматически будет определять как интенсивность транспортных потоков, так и поток пешеходов. И считать их. При необходимости управление системой возможно и вручную.
     Будет введено видеонаблюдение, что, надеюсь, приучит многих водителей и пешеходов элементарно соблюдать дисциплину, быть более ответственными друг перед другом. В течение 2009 года в Омске планируется подключить 27 светофоров к автоматизированной системе управления дорожным движением. По мере внедрения системы будут подключены и остальные. Старые ламповые светофоры в систему интегрировать нельзя, поэтому они будут просто заменяться.
     Помнится, в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века именно в Омске внедрялась первая в Советском Союзе Автоматическая система управления дорожным движением, за положительным опытом в наш город приезжали тогда со всей страны. Сейчас АСУДД – более усовершенствованная, отвечающая технологическим требованиям сегодняшнего дня, успешно внедряется в ряде городов России, в том числе и в Омске.
     
      Кому мешает остановка
     – Все, что касается дороги, остановочных «карманов», подъездов и остановочных пунктов, относится к компетенции окружных организаций, которые занимаются благоустройством. Если на остановке есть торговый павильон, то уборкой занимается собственник павильона.
     Если есть заявки от жителей на установку остановочного пункта, то собирается комиссия при нашем департаменте, выезжаем на место с участием представителей ГИБДД и принимаем решение об установке или переносе остановки. К решению вопроса подключаются и другие городские службы – департамент архитектуры, департамент транспорта, окружные администрации.
     Сложнее отрегулировать вопрос с жителями. Всегда есть те, кто «за», и те, кто «против». Характерный пример в Ленинском округе. Одни жители предложили перенести остановочный павильон ближе к медсанчасти № 4. Выехали с комиссией, обследовали, естественно – в присутствии жителей и председателя КТОСа, вроде как все согласны. Составили и подписали акт, работаем по данному вопросу дальше, а через неделю приходит хозяин дома и заявляет, что с ним никто не согласовывал перенос остановки и он против того, чтобы ее переносили к его дому. Остановку оставили на прежнем месте.
     
      О вреде и пользе «лежачих полицейских»
     – Установка искусственных неровностей, так называемых «лежачих полицейских», регламентирована ГОСТом, который применяется с 1 января 2008 года. «Лежачие полицейские», оборудованные соответствующими дорожными знаками, ограничивая скорость движения около таких объектов, как школы и детские сады, действительно, играют позитивную роль. И в целом способствуют снижению дорожно-транспортных происшествий. Хотя для автолюбителей-лихачей, не обращающих особого внимания на дорожные знаки, – это буквально камень преткновения. Сейчас искусственные неровности устанавливаются гораздо реже и только в соответствии с ГОСТом.
     
      Дороги трудны, но хуже без дорог…
     – Наш департамент, как известно, был создан в 2008 году. В прошлом году администрацией города была проделана такая важная часть работы, как паспортизация дорог. На эти цели было выделено более 10 миллионов рублей. Удалось выполнить работы по паспортизации 109-ти дорог Омска, протяженностью 250 километров на площади 520 га. Паспорт дороги позволяет узнать, какие знаки установлены, какая разметка нанесена, есть ли необходимость устанавливать новые знаки и многое другое. Работа предстоит еще не на один год, так как в Омске более полутора тысяч дорог.
     
      СПРАВКА «ВО»
      В 2005 году было установлено и реконструировано 47 светофоров (раньше – пять–шесть), в 2006–м – 8, в 2007–м – 41. В 2008 году в общей сложности удалось установить и реконструировать 23 светофора, установить 1836 дорожных знаков, нанести свыше 53-х тысяч квадратных метров дорожной разметки. Всего на эти цели в прошлом году было направлено более 43 миллионов рублей. Для сравнения, на сегодняшний день в Омске насчитывается 208 светофоров, более 11 тысяч дорожных знаков.
     
      КУДА ЗВОНИТЬ?
      Городские светофоры обслуживает муниципальное предприятие «Транссигнал». Заявки и звонки от граждан по работе светофорных объектов принимаются сотрудниками центрально-диспетчерского пульта предприятия по телефону 25-02-51.

ОмскПресс