От Таможенного союза – к Единому Экономическому союзу

Обратите внимание

От Таможенного союза – к Единому Экономическому союзу

Идею Евразийского Экономического союза впервые публично высказал в Москве Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ещё в начале девяностых годов прошлого века.

Вначале она была поддержана Россией, другими странами и даже было подписано в январе 1995 года Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белорусью, предприняты некоторые шаги для международной экономической интеграции. Однако дефолт России, череда экономических кризисов в СНГ и в мире помешали развить это начинание.

В 2000 году в Астане главы государств Белоруссии, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали документ, положивший начало Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), а в 2007 году между Россией, Белоруссией и Казахстаном был заключён договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В середине 2011 года на всей территории Таможенного союза вступил в действие новый Таможенный кодекс, отменяющий таможенный контроль на внутренних границах трёх государств, перенесённый на их внешние границы.

Евразийское экономическое сообщество стало без преувеличения самым успешным интеграционным объединением пространства СНГ, поскольку выполнило все поставленные перед ним задачи: заработал Таможенный союз, создано реальное и дееспособное Единое экономическое пространство «тройки», а также их общий регулирующий всю работу орган – Евразийская экономическая комиссия. Впереди следующий шаг – формирование Евразийского Экономического союза, над чем интенсивно работают все три государства. Речь, в частности, идёт о так называемом кодифицированном договоре Экономического союза с многочисленными приложениями. Это сложная кропотливая работа, которая должна быть закончена в этом году.

Путь к Таможенному союзу был очень непрост и все его преимущества как будто очевидны: благодаря отмене таможенного контроля и таможенных пошлин, свободному перемещению товаров и капиталов, упрощению многих прежних процедур легче стало дышать малому и среднему бизнесу, расширились рынки сбыта, упрочились и получили развитие экономические связи, и, как следствие, вырос объём внешней торговли между тремя странами – участниками Таможенного союза. Тем не менее, у него есть противники – как внутри этих стран, так и за их пределами.

Скажем, в Казахстане некоторые политики считают этот союз невыгодным для Казахстана – из-за потерь бюджета, лишившегося таможенных платежей, а также из-за превалирования экономических интересов России. Некоторые даже договариваются до того, что Казахстан, вступив в Таможенный союз, утрачивает и свой суверенитет, хотя этот договор никоим образом не затрагивает вопросов государственной независимости его членов, их политической ориентации и т.д. Что же касается экономических выгод, то они явно перевешивают временные потери бюджетов. Тем более, что в Казахстане на торговлю со странами Таможенного союза приходится лишь 18 процентов его общего международного товарооборота. В России, кстати, и того меньше – 7,5 процента.

Внешние противники действующего Таможенного союза и создаваемого Единого Экономического союза, видя в них реального конкурента Евросоюзу и США, ведут речь чуть ли не о воссоздании СССР… В ответ на это Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что, например, Турция интересуется условиями вступления в Таможенный союз и надо бы её принять – может, тогда прекратятся надуманные разговоры о том, что Казахстан, Беларусь и Россия создают СССР. А совсем недавно вице-премьер России Игорь Шувалов в статье, опубликованной в одной из самых влиятельных западных газет «Файнэншл таймс», вновь заявил, что никто не собирается этого делать, и что Евразийский Экономический союз заинтересован в сотрудничестве со странами Евросоюза. Вопрос лишь в том, насколько готов к этому сам Евросоюз, пока что по сути тормозящий вместе с США вступление Белоруссии, Казахстана и России во Всемирную торговую организацию (ВТО) единой таможенной территорией, по единым правилам. Объявлено, что они будут вступать в ВТО хоть и на синхронизированных позициях, но как отдельные субъекты. Налицо явное противодействие «тройке» со стороны геополитических сил, опасающихся получить мощного и влиятельного в мире экономического и политического конкурента. Тем не менее Казахстан намерен добиться членства в этой организации в самое ближайшее время.

Нельзя не сказать и о том, что во многом из-за позиции Евросоюза (как, впрочем, и из-за недостатка политической воли у нынешнего руководства страны) не стала членом Таможенного союза Украина. Зато вступает в него Армения, решение «тройки» на этот счёт уже принято. Проявляют заинтересованность в этом Киргизия и Таджикистан.

Есть ещё, конечно, и проблемы. О них говорил, например, на последней встрече в конце 2013 года глав государств – членов Таможенного союза Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он говорил о том, что в нарушение действующих правил казахстанские производители мяса сталкиваются с трудностями его передвижения через российскую границу. В 2013 году Казахстан вдвое увеличил экспорт электроэнергии в Россию, откуда экспорт её в Казахстан, наоборот, снизился более чем на четверть. Казахстан также намерен экспортировать электроэнергию и в страны Западной Европы, но возникают препоны на пути её транзита через российскую территорию. Хотя это решаемые проблемы, которые должны быть сняты в ходе завершения работы над кодифицированным договором Единого Экономического союза. Создание же этого союза даст возможность странам – его участникам – укрепить свой национальный суверенитет, упрочить военно-политическую безопасность, повысить своё влияние в международных отношениях. Союз послужит дальнейшему совершенствованию интеграционных процессов на пути достижения этими государствами высокого уровня социально-экономического развития в интересах их народов.

В. СТАРОВОЙТОВ

ОмскПресс