Вопросы о статусе популярных личностей, эффективности хозяйственной деятельности предприятий и организаций, надежности финансовых институтов и перспективах отдельных государств, всегда интересовали общество.
До определенного момента данный интерес удовлетворялся опросами, анкетированием и аргументами специалистов. Но в последние десятилетия определением различных рейтингов занялись некоторые агентства. Как говорится, был бы спрос, а предложение появится. Первые рейтинговые агентства появились в США.
Рейтинговые агентства стали заниматься сбором информации, её анализом и составлением отчётов в отношении компаний, фирм и лиц, оказывающих заметное влияние на решение политических, финансовых, военных и прочих задач. Ими берутся такие показатели, как:
— платёжеспособность эмитентов (субъектов, которые от своего имени выпускают платёжные денежные знаки, ценные бумаги, платёжные карты и тому подобное),
— эффективность органов управления корпораций, холдингов и иных крупных хозяйственных образований,
— совокупность долговых обязательств,
— методы управления долговыми обязательствами,
— эффективность управляющих активами,
— и иные позиции.
Отдельное направление в деятельности рейтинговых агентств занимают оценки инвестиционных компаний. Для участников и клиентов рейтинги инвестиционных компаний позволяют делать выбор, останавливаясь именно на их надёжности. Надёжность компании является главным фактором её способности и возможности выполнять финансовые обязательства в направлении доверительного управления акциями на фондовом рынке и в направлении инвестиционных программ по срокам и объёмам корпоративного финансирования.
Считается, что рейтинг должен быть обоснованным, объективным и достоверным. Он должен быть динамичным, то есть периодически обновляться. Очень важным аспектом в рейтинге инвестиционных компаний является независимость оценщика. Если рейтинг будет устанавливаться в угоду заинтересованного лица, то последствия его использования для компании могут быть не предсказуемы.