Осторожно – река!

Происшествия

Осторожно – река!

«Нарушителями не рождаются, – говорят инспекторы государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС Омской области. – Нарушителями становятся. Вчера ты видел судоводителя живым и здоровым, а сегодня он вдруг забыл документы и управляет своей лодкой, будучи изрядно подшофе.

Плавучая недвижимость

Сразу заметим, что маломерным судам запрещено плавать по фарватеру – они мешают судам. Маломерные могут только пересечь судовой ход? и то только под углом ближе к прямому. В остальном же хождение по фарватеру считается нарушением правил плавания маломерных судов, и судоводитель в таких случаях наказывается вплоть до лишения прав.

– Радует то обстоятельство, что в последние годы судоводители стали гораздо законопослушнее, – вместе с экипажем ГИМС Юрием ВЕЛИЧКО и Сергеем МАКАРЕНКО корреспонденты «Вечерки» выехали в очередной рейд по патрулированию акватории Иртыша в пределах города. – Нынче и купальщиков меньше, и лодок – сезон такой, погода не благоприятствует. Но нет-нет да найдутся герои, которые именно по фарватеру катаются.

По словам Величко и Макаренко, разного рода маломерных судов – резиновых моторных лодок, катеров, скутеров – появилось великое множество. Причем не все владельцы спешат регистрировать свою «речную недвижимость». Да-да! Если автомобиль – это транспортное средство, то яхта, лодка или скутер – это недвижимость, облагаемая налогом. Вот и обходятся владельцы без регистрации – ведь тогда налог платить не надо.

Пока беседуем, видим, как именно по фарватеру «на всех парусах» мчится резиновая моторная лодка. Инспекторы направляют свой катер наперерез. «Резинка» останавливается, документы у судоводителя в порядке, но, как оказалось, права на вождение маломерного судна он получил буквально на днях. Сергей Макаренко спокойно объяснил новичку про то, что тот не прав, и отпустил восвояси.

– Профилактика – главное в нашей работе, – рассказал он. – Всех наказывать – сил не хватит. Поэтому беседуем, объясняем правила поведения на воде, настоятельно рекомендуем: влез в лодку – первым делом надень спасжилет. Это обязательное условие для всех судоводителей и их пассажиров. Спасжилет в лодке как ремень безопасности в автомобиле, без него – никуда.

Инспектор рассказал, как прошлым летом мужчину, катавшегося на водных лыжах, спас от смерти именно оранжевый жилет.

– Он слишком резко повернул и упал с лыж, – вспоминал Сергей Макаренко. – Попал прямо под винты везущего его катера. Если бы не спасжилет, мужчину перерезало бы вдоль и поперек. Конечно, он получил страшные травмы, два месяца пролежал в реанимации, но выжил! И сейчас жив и здоров, периодически видим его на реке.

Особую головную боль доставляют инспекторам горожане, отдыхающие на Зеленом острове. Здесь есть прокат лодок, водных велосипедов. Но контроля за этими отдыхающими нет.

Выходят на воду без спасательных жилетов. Кроме того, так и норовят выйти из заводи на Иртыш, а здесь – течение, здесь – большегрузные суда, волна от которых может запросто опрокинуть утлую лодчонку или велосипед.

– А ведь покататься приходят и беременные женщины, – вздыхает Сергей Макаренко. – И малолетние дети. Опять же приходится разъяснять, убеждать, что не стоит ради минутного удовольствия рисковать жизнью.

А труп-то свежий!

Направляемся в сторону 1-го Затона судоремонтного завода. Как поясняют инспекторы, именно сюда их часто зовут участковые инспекторы или инспекторы рыбоохраны, потому что именно здесь браконьеры любят расставлять свои сети. Однако на полпути нас останавливает звонок начальника центра ГИМС Юрия Иванова: неподалеку от берега Затона-2 отдыхающие заметили труп. Необходима помощь спасателей – тело нужно доставить на землю.

И действительно. Подплываем, а в нескольких метрах от берега вниз лицом на поверхности воды видим тело мужчины.

Юрий Величко аккуратно багром подцепил тело и подтянул его к берегу. Оказалось, что это мужчина 45–50 лет, европейской внешности, на котором спортивные штаны и черные туфли. В карманах, кроме размокшего коробка спичек, ничего не обнаружилось.

Участковый, осмотрев тело, предположил, что мужчина утонул буквально вчера вечером. Как предположили инспекторы ГИМС,
он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, мог упасть в воду с одного из судов, стоящих здесь на причале.

Заинтересовавшись, что происходит, к нашей компании приближается рыбак, астеничный мужчина лет пятидесяти.

– Эй, товарищ, подойдите, пожалуйста, поближе! – попросил участковый. – Посмотрите, может, вы знаете этого утонувшего человека? Может, рыбачил где-нибудь с вами рядом?!

Однако, увидев труп, мужик резко останавливается.

– Не-не, – испуганно мотает он головой. – Что надо подписать – подпишу, но к трупу не подойду! Боюсь!

– Так он же свежий, – продолжает убеждать сотрудник полиции потенциального очевидца. – Не бойся, он уже ничем никому никогда не навредит!

Но рыбак оказался стойким. Подхватив удочки, отошел подальше от воды и этак сторонкой-сторонкой незаметно исчез из виду.

В это время к берегу подъехали еще сотрудники полиции, сотрудники следственного комитета. Они занялись своим привычным делом – нужно установить личность погибшего, причину его смерти и т.д. и т.п. Нам здесь делать больше нечего.

Впрочем, в этот день на реке больше ничего и не произошло – все, как и воды Иртыша, текло своим чередом. Об утопленниках или нарушителях больше никто не сообщал, а потому мы отправились на базу. Инспекторам нужно было написать отчет о сегодняшнем рейде, а нам описать этот рейд.

Вместо послесловия

В Омске 17 августа случилась страшная трагедия – в районе поселка Новая Станица пассажирский теплоход «Полесье-8» столкнулся с баржей. В результате погибли шесть человек. Одним из первых на место чрезвычайной ситуации на своем катере прибыл Сергей Макаренко и начал перевозить пострадавших на берег, передавая их врачам скорой помощи.

– Вот видите, что такое река! – сказал он корреспондентам «Вечерки», когда спасательные мероприятия были фактически закончены. – Иногда тишь да гладь да божья благодать. А иногда – это трагедия, унесшая жизни, которые уже не вернуть.

Фото Сергея Сапоцкого

ОмскПресс