Небезопасное рисование

Общество

Небезопасное рисование

Корреспондент «Вечернего Омска – Недели» побывала на тренинге по правополушарному рисованию, организаторы которого обещают научить рисовать за 5 часов и открыть в человеке творческие способности за счёт развития правого полушария мозга. Как оказалось, подобные эксперименты небезопасны.

В последнее время Интернет пестрит объявлениями, призывающими попробовать метод правополушарного рисования. Организаторы обещают, что в результате участники тренинга научатся рисовать буквально за один день, у них разовьется правое полушарие мозга, которое отвечает за творческие способности, человек станет быстрее находить выход из сложных ситуаций, иначе смотреть на вещи, да и вообще – жизнь его изменится к лучшему. Корреспондент «Вечернего Омска» решила испытать метод на себе.

Творческий процесс

На мастер-классе вместе со мной было еще около десяти человек (женщины, двое мужчин и ребенок). Преподаватель выдал нам фартуки, кисти, краски, бумагу. Начали без долгих вступлений – ведущая только немного рассказала о себе и о методе (по сути, всё то же, что было описано в рекламном объявлении). Потом предложила взять любые понравившиеся краски и просто смешивать их на листе. Потом взять кисточку во вторую руку и малевать в два раза активнее. Потом выйти за рамки листа бумаги – порисовать по столу. Потом мы начали рисовать на листке у соседа слева и соседа справа. Как пояснила преподаватель, таким образом мы активировали правое полушарие. Не знаю, так ли это, но сам процесс мне понравился.

После мы стали рисовать фоны. Просто смешивали цвета, покрывая краской всю поверхность листа. Затем на уже заготовленные фоны, причем независимо от того, какой цвет преобладал, мы стали наносить изображение. Пальмы, острова, горы, деревья, города… Преподаватель показала несколько довольно простых техник.

Получалось интересно и как-то сказочно: синие ёлки на розовом фоне, зеленые горы на оранжево-фиолетовом… Каждую картинку она вставляла в рамочку и показывала собравшимся издалека, постоянно повторяя: «Супер! Мне вот эта особенно у тебя нравится! Класс!» То есть ставила собравшихся в ситуацию успеха. А собравшиеся и рады – картинки издали действительно казались шедеврами.

В общем, к концу пятого часа у меня было порядка 20 картинок и состояние полного умиротворения. Провожая нас, преподаватель посоветовала не садиться за руль около получаса. Краски и кисти мы забрали с собой, чтобы продолжать заниматься самостоятельно.

Послевкусие

Придя домой, я пересмотрела свои «шедевры» и поняла, что это обычные каля-маля и ничего «такого» в них нет. Но если честно, за пять часов, проведенных на тренинге, я ни разу не посмотрела на часы, не вспомнила о проблемах или работе и еще долго в голове как будто что-то звенело, заглушая мысли. Конечно, я не стала художником, но испытала потрясающее ощущение спокойствия и радости творения.

Правда, не все участники тренинга испытали те же чувства. У кого-то появилось раздражение, необоснованный негатив, началось самокопание, и после пятичасового художествования они решили, что больше кисть в руки не возьмут никогда…

Как оказалось, проведение подобных мастер-классов без сопровождения психолога, который постоянно контролирует эмоциональное состояние участников, может привести к тяжелым последствиям. Известны случаи, когда после таких тренингов людей на «скорой» увозили в психиатрические больницы.

Психолога на нашем занятии не было. Поэтому могу предположить, что или организаторы просто делают деньги, не задумываясь о психическом здоровье участников, или сами не знают об опасности таких методов…

Фото автора

Комментарий

Алла ТИЩЕНКО, психолог, руководитель детского психологического центра «АРТ»:

– Правополушарное рисование, несомненно, развивает творчество, как, впрочем, и любая деятельность человека, которую он осуществляет непривычно для себя, «как-то иначе, чем обычно». Кроме этого, в рисовании очень сильное воздействие на эмоциональное состояние человека оказывают цвета, вызывая те или иные переживания. Есл
и переживания неглубоки и не оказали в своё время негативного воздействия на личностное развитие человека, то их за время рисования действительно можно «прожить», возникнет ощущение освобождения, лёгкости, полёта, счастья. В противном случае человек начнёт испытывать ещё более сильные негативные эмоции, даже не понимая из-за чего.

В психотерапевтической практике арт-терапевты проводят занятия не более двух с половиной часов со взрослыми и постоянно отслеживают эмоциональное состояние человека. Существуют противопоказания к применению техник цветописи для людей с нестабильной эмоциональной сферой. Но ведь ведущие тренинга не обещают решения психологических проблем, они показывают новый способ рисования, который действительно развивает творчество.

ОмскПресс