Между утилитарностью и искусством. Омичам показали монументальную живопись на ткани

Общество

Между утилитарностью и искусством. Омичам показали монументальную живопись на ткани

В музее им. М. А. Врубеля открылась выставка «Батик Ирины Трофимовой». На ней представлены 15 крупноформатных текстильных панно московской художницы, выполненных в технике горячего батика – многослойной росписи ткани с использованием расплавленного воска.

Слоны, змеи, медитация

За долгую творческую жизнь Ирины Трофимовой это её первая выставка в Сибири. В омском музее, к своему удивлению и радости, Ирина Вадимовна нашла не только директора-однофамильца, но и несколько работ своего отца – известного художника-анималиста, а также и свои собственные. Панно Трофимовой «В храме танцующего Шивы» и «У колеса жизни по дороге в Бенарес» достались Врубелевскому музею по распределению из Центрального фонда РОСИЗО. Сейчас есть шанс получить что-то в подарок.

Батик – техника восточная, поэтому и постигать ее надо где-нибудь в Юго-Восточной Азии. Попав в Индию, Ирина Трофимова попросилась в колледж классического батика. Серии работ «Воспоминания о Шри-Ланке», «По Индии» созданы в те годы (середина 1970-х). На них – слоны, обезьяны, восточные красавицы, индийские танцы, религиозные ритуалы.

– Батик в Индии, Шри-Ланке присутствует везде, – рассказывает Ирина Трофимова. – Там и одежда, и ритуальные атрибуты. В храмах все стены затянуты батиком. Вот у меня есть работа «Перахера», где изображено шествие слонов на празднике Зуба Будды. Слоны тоже покрыты батиковыми попонами. В этих странах сначала учат танцам, музыке и батику, а потом всему остальному – и это как-то задает основную тему. Мы привязаны к повседневной жизни, быту, а там люди привязаны к духовным вещам. Там ко всему по-другому относятся. Мы были однажды в Золотом храме в Сингапуре, он кишит змеями. Мы выскочили оттуда как ошпаренные. А местные жители носят змеям еду и совсем их не боятся.

Различием менталитетов объясняется тяготение к горячему или же холодному батику, считает Ирина Вадимовна. Холодный батик – техника быстрая, упрощенная, придуманная уже европейцами. Горячий – целое священнодействие, долгий и неторопливый процесс, напоминающий медитацию. Все это не мешает использовать восточную технику для создания других мотивов. Освоив основные принципы, ты уже просто применяешь их, чтобы передавать свое видение мира. У Ирины Трофимовой есть недавно созданный триптих «Жизнь – игра». В семье художницы всегда почитались игры: нарды, шахматы, карты. И вот она философски переосмыслила эту тему. Серию «Дагестан» пришлось восстанавливать после того, как во время пожара в музее Владикавказа погибли все работы. То, что мы видим сейчас, – это уже, строго говоря, повтор, авторские копии. Но проработав 30 лет в текстильном объединении «Весна», создав более тысячи рисунков для головных платков, Трофимова привыкла к тиражированию своих работ.

Она отказалась от мастерской, творит только дома. В своем уникальном масштабе, сразу, без эскизов. Произведения пользуются большим спросом, поэтому собрать что-то даже для нынешней выставки оказалось довольно сложно. Работы быстро расходятся по музеям Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга.

Не «царское» дело?

В Омске Ирина Трофимова провела несколько занятий по горячему батику. Порадовалась количеству присутствовавших, их интересу к предмету, а также безусловным способностям. Профессиональные художники батиком занимаются все меньше. Наверное, смущает то, что сегодня к нему часто относятся пренебрежительно, считая женским рукоделием. А были времена, когда батиком занимались художники-мужчины. Редко, конечно, но вот Юозас Бальчиконис стал даже основателем литовской школы художественного текстиля. Ирина Вадимовна заболела техникой росписи по ткани, увидев как раз его работы. Еще вокруг батика не прекращаются споры: что это – декоративно-прикладное искусство или полноценная живопись? А он может быть и вполне себе утилитарным (одежда, сувениры), и вырастать до монументальной живописи, которую мы видим у Ирины Трофимовой. Впрочем, посетители выставки смогут ответить на вопрос сами. Главное — представленные произведения несут в мир красоту, а это основное предназначение любого искусства.

Кстати

Творчество Ирины Трофимовой оказало большое влияние на известно
го омского художника-батикиста Татьяну Колточихину. Впервые она увидела работы Трофимовой (как и горячий батик вообще), будучи студенткой. Это произвело сильное впечатление. По сути, Трофимова была первая, кто работал в технике горячего батика в нашей стране. «Я выискивала ее работы на всех выставках, но сама решилась обратиться к горячему батику гораздо позднее, – признается Татьяна Колточихина. – Это техника сложная, многогранная, к ней надо подходить с большим творческим багажом». Художницы познакомились три года назад, за это время они не раз побывали в совместных творческих поездках. Идея нынешней выставки принадлежит нашей землячке.

Интересно

Родина батика – Индонезия. Слово «батик» тоже индонезийское. Оно означает «капля воска». Писать в подобной технике можно не только по шелку, как считают многие, но и по хлопку, а с появлением акриловых красок и по любой искусственной ткани.

ОмскПресс