Омское «убийство» на французской сцене

Общество

Омское «убийство» на французской сцене

С 4 по 14 июля во французском Гренобле пройдёт международный фестиваль «Встречи молодых европейских театров», который откроется премьерой Лицейского театра «Убийство Гонзаго». В минувшую субботу в Культурном центре УМВД России по Омской области (бывший ДК им. Дзержинского) состоялся первый публичный показ спектакля, а режиссёр и художественный руководитель Лицейского Сергей Тимофеев рассказал о предстоящей поездке.

«Встречи молодых европейских театров» проводятся ежегодно с 1985 года в Гренобле и собирают профессиональные молодежные труппы со всей Европы. В этом году фестиваль объединит два десятка коллективов из Бельгии, Канады, Хорватии, Франции, Италии, Индии, Литвы, Польши, Румынии, Великобритании, России, Словении и Швейцарии.

Омский драматический Лицейский театр откроет программу XXV юбилейного фестиваля постановкой «Убийство Гонзаго» по пьесе болгарского драматурга Н. Йорданова. В основе сюжета лежит всем известная шекспировская история о принце Гамлете и борьбе за датский престол. Однако теперь главными действующими лицами выступает труппа бродячих артистов, которых приглашают выступить на королевском пиру и которые в итоге оказываются втянутыми в государственный заговор. Омские зрители увидят спектакль только осенью этого года, но, судя по первому показу, действительно имеет смысл затаить дыхание – двухчасовое действие вмещает в себя все возможное: любовную геометрию, горечь трагедий, громкий смех, тихую лирику, интриги, тайны и многое другое.

– В этом спектакле очень любопытное соединение жанров, настоящей трагедии с буффонадой, что мне очень нравится, – рассказал Сергей Тимофеев. – Я очень рад, что публика смеялась и плакала, однако первый прогон показал, что у нас ещё есть моменты, которые требуют доработки. Я думаю, что над этим спектаклем мы будем работать как минимум год, и надеюсь, что в дальнейшем смеха и слез будет гораздо больше.

Работа над «Убийством» началась еще в начале марта, однако найти достаточно времени для репетиций было непросто – в спектакле задействованы ведущие артисты театра, которые заняты одновременно в нескольких постановках. Тем не менее, по словам Сергея Тимофеева, сейчас спектакль доведён до той черты, за которой его можно показывать зрителю.

– Это первый показ и вторая репетиция на сцене Культурного центра. До этого спектакль репетировался в нашем театре, и артисты сделали фантастическое усилие, перейдя из маленького пространства в большое. В Гренобле нас ждёт такая же сцена, поэтому хорошо, что мы получили возможность репетировать здесь.

Выступление на французском фестивале будет для Лицейского далеко не первым – ранее артисты уже выступали на закрытии и в середине программы. Однако Сергей Тимофеев признался, что волнуется всегда и в этот раз, демонстрируя спектакль омской публике, переживал не меньше.

– Мы же работали – а как нас примет зритель? Хорошо, что он принял, но ведь этого могло и не быть. И этого точно так же может не быть и в Гренобле. Поэтому мы будем что-то уточнять, смотреть, как будет восприниматься юмор. В предыдущие наши поездки зрители, бывало, хохотали навзрыд. Это самое прекрасное – то, что наши артисты могут играть так, что зрители без знания языка всё понимают: они смеются, восторгаются и плачут, они ощущают.

Конечно, выступать на открытии – большая честь, там присутствуют представители ЮНЕСКО и Совета Европы. Но есть и еще кое-что – дело в том, что в конце каждого фестиваля все артисты всех театров играют уличный спектакль. Сейчас это будет взятие Бастилии, и мы будем делать самую ответственную часть – собственно, само взятие, батальные сцены. Поэтому вначале мы отыграем свой спектакль и, уже вздохнув спокойно, сможем работать над представлением.

На вопрос, для чего нужны подобные фестивали, режиссер ответил не задумываясь:

– Там очень доброжелательная атмосфера, там пронзительно-дружелюбно относятся друг к другу, каждый делится тем, что он знает о театре. Молодые люди приезжают из разных стран, которые иногда находятся в сложных отношениях друг с другом, и они без переводчиков, на пальцах общаются, объясняются, влюбляются. Мне очень хочется в Омске посеять семена такого фестиваля – где нет рангов, где все равны, где аплодируют и радуются чужой удаче, где талант всегда приветствуется и где нет злопыхательства, критики ради
критики и выискивания блох. Я не отрицаю, есть замечательная «Академия», есть другие фестивали, они тоже должны быть, но должны быть и такие, где молодежи было бы вольготно и где она могла бы учиться друг у друга. Ведь молодость для того и нужна, чтобы общаться и собирать друзей, разве нет?

Фото Сергея Сапоцкого

ОмскПресс