«Мне казалось, что я попал к небожителям»

Общество

"Мне казалось, что я попал к небожителям"

Его в лицо узнают поклонники, студенты под его строгим контролем учатся быть артистами. Больше сорока сыгранных ролей в кино, народное признание и любовь театрального зрителя сделали Евгения Князева таким, каков он есть, – мудрым человеком с невероятной харизмой. А когда-то этот юноша скромно переступил порог театра Вахтангова, попав к небожителям театра – Яковлеву, Лановому, Ульянову. И остался в нём на всю жизнь.

В терминах садовника

– Страшно было, даже передать не могу как. Мне казалось, что я попал на небо, ведь таким большим артистам не было особого дела до нас, молодых. С ними здороваешься, они вроде тебе и отвечают, а в свой круг пускать не хотят. Нужно было очень много времени просуществовать в театре, чтобы тебя признали за своего. Это самый большой труд – прижиться в театре.

Если говорить терминами садовника, то когда к стволу дерева прививаешь какую-нибудь почку, нужно время, чтобы она прижилась и дала росток, начала расти и не сломалась. С актерами то же самое. Молодые артисты приходят в театр, хотят всего и сразу, но у них обычно ничего не получается. Многие сразу уходят либо огорчаются, опускают руки, а еще чаще винят судьбу. Но ведь благосклонность судьбы тоже надо заслужить, а для этого надо что-то делать.

Мало кто знает, что по первому образованию Евгений Князев – горный инженер. К театру его тянуло всегда, однако страх не поступить в театральный вуз оказался сильнее.

– Ну не верил я, что поступлю. Это сейчас смело могу сказать, что нужны только талант и характер (утверждаю как ректор института), а тогда считал, что нужна протекция, которой у меня не было.

Алмазы, требующие огранки

Уже десять лет Евгений Князев занимает должность ректора театрального института им. Б. Щукина. На наше счастье, от ролей в кино и театре он не отказался. Более того, артист уверен, что совместить можно всё что угодно – было бы желание, четкое распределение времени и надежные люди рядом.

– Если тебя окружают на работе люди, которым ты доверяешь, волноваться не приходится. Вот я уехал на три дня и совершенно не волнуюсь за то, что происходит в институте. Часто посещаю музеи и театры – как может на это не хватать времени? На все находится время, не нужно обманывать самого себя. А со своими детьми тем более всегда можно встретиться и поговорить.

Кроме родных дочерей, у Евгения Князева есть еще студенты, тоже дети, пока ещё дерзкие и самонадеянные. Чтобы набрать двадцать человек на курс, приходится прослушивать около тысячи абитуриентов, но при строгом отборе в институт попадают те самые бриллианты, которым необходимы хороший ювелир и тонкая огранка.

– Алмаз сам по себе мало что значит. Чтобы бриллиант засверкал всеми красками, его нужно огранить. Я говорю студентам: «Мы вас готовы любить, но только за качества, которые требуются при учебе, – усердие, желание учиться, пытливость, увлеченность профессией. В противном случае любви не ожидайте: у нас есть собственные дети, которых мы обожаем ни за что, просто за то, что они есть».

Лев

Чем увлекается в свободное время Евгений Князев? Актер нашел свою нишу – цветы.

– Когда-то моя учительница по танцам сказала: «Когда очень устаешь и не по себе, очень хорошо поработать с землей, потому что она заземляет, забирает отрицательную энергию». Земля для меня та стихия, которая помогает. Например, я не люблю воду, она мне не нужна, а вот заниматься землей – другое дело. Ещё все связанное с огнем, я Лев по знаку зодиака, и в этом знаке мне комфортно. Кстати, про землю – это не рецепт и не совет каждому. А вдруг человек Водолей и это не его стихия, а я тут со своей землей. Каждому своё. Смысл есть!

Время, зритель, коллектив – знаменитая вахтанговская триада, являющаяся залогом успеха каждой успешной постановки. Евгений уверен, что спектакль рождается в момент выпуска, когда он находит своего зрителя. И когда случается тот самый Успех – это отражение того, что твоя жизнь не напрасна и ты избрал эту профессию не зря.

– Театр – вещь не развлекательная, а интеллектуальная, даже если мы играем водевиль или комедию. Каждый спектакль должен давать что-то душе челов
еческой, и если у нас это получилось, если зритель приходит к нам за живой эмоцией, переживанием, мыслями и актеры дают ему это – значит, есть смысл в нашей профессии.

Фото с сайта knjazev.com

ОмскПресс