В Омск приехал «Цирк легендарной династии Филатовых». Директор и художественный руководитель этой программы Татьяна Филатова столько лет работает на манеже, что впору книгу писать.
Проверка характера
Кто сказал, что дрессировщики зверей укрощают? Они с ними дружат и воспитывают, словно детей.
— У меня и образование профильное, — шутит Татьяна Валентиновна. — Московский пединститут.
Шутки шутками, а ее подопечные действительно иногда ведут себя, словно капризные ребятишки. Слониха Рада, к примеру, даже поставила рабочего в угол слоновника.
Парень там убирал, а Рада вдруг преградила хоботом выход. Был бы рабочий посмелее, просто бы ушел. Но бедолага так испугался, что не мог сдвинуться с места. Стоял, словно нашкодивший школьник, в углу, пока не позвали на помощь Филатову. Когда она прибежала, парень все еще «отбывал наказание».
— А Рада, завидев меня, тут же решила схитрить, — вспоминает Татьяна Валентиновна. — Отошла и даже голову отвернула. Мол, не виноватая я — это он сам захотел постоять в уголке.
Косолапые хитрецы
Медведи тоже порою хитрят, причем на манеже. К примеру, едут на велосипеде-тандеме два мишки. Но первый из них честно крутит педали, а второй работает лишь одной лапой. Той, что со стороны дрессировщика. Наверное, думает, что не видно, как он халявить пытается.
Впрочем, не всегда дело в хитрости или желании увильнуть от работы. Цирковые животные выступают до преклонного возраста, а старость — не радость. Даже для медведей.
Медведица Фонтанка по нашим, человеческим меркам была уже глубокой пенсионеркой. Всю жизнь она играла в оркестре, естественно, тоже медвежьем.
— Била в бубен, — говорит Татьяна Филатова. — Но однажды во время «концерта» бубен вдруг замолчал.
Оказалось, что старушка Фонтанка просто… уснула посреди представления и сползла с табуретки. Медведицу разбудили — вставай, номер еще не закончен. Вернувшись в реальность, она обнаружила себя на манеже. Долго не думая, проштрафившаяся «пенсионерка» опять принялась колотить лапой по своему инструменту. Зрители падали с кресел от смеха. Они-то ведь думали, что так все и было спланировано.
Лохматые детки
Жизнь циркового артиста — сплошные гастроли. Домой Филатова приезжает раз в год, и то в отпуск. Без курьезов порой не обходится.
— Дочке Валюшке тогда было месяцев пять, — вспоминает Татьяна Валентиновна. — Мы ехали в поезде. Кроме дочери я, особо не афишируя, везла с собой двух маленьких медвежат.
Коробка с будущими цирковыми артистами была надежно укрыта от нескромных взглядов скучающих пассажиров. Ночью, заперев дверь, она решила зверенышей покормить. А утром все ходят и норовят в купе к Филатовой заглянуть. Дрессировщица долго не понимала, в чем дело. Наконец, какой-то мужчина не выдержал. «Кто это у вас ночью так громко рычал и визжал нечеловеческим голосом? » — спрашивает, а сам все на Валю косится.
— Пришлось объяснять, что это не дочка рычала, а медвежата, — улыбается Татьяна Филатова. — Они же голодные были. Так что наше инкогнито быстро раскрыли.
Издержки профессии
На манеже медведи выглядят безобидно, но дрессировщики знают, насколько опасны эти животные.
— Мой отец, народный артист СССР Валентин Филатов, всю жизнь проработал с медведями, — рассказывает Татьяна Филатова. — И он всегда повторял, что у нас и на затылке должны быть глаза.
Слон, например, или будет с вами дружить, или нет. А медведю без разницы, с кем работать и с кем выходить на манеж. К людям он не привязывается, и расслабляться с ним рядом нельзя.
— Сейчас он к тебе может ластиться, а через минуту порвет, — говорит дрессировщица. Мало кто знает, что Татьяна Валентиновна тоже едва не стала жертвой медведя. Причем еще до рождения.
— Папа был на манеже, а мама с медведями за кулисами, — рассказывает Филатова. — Один из них вдруг накинулся на нее…
Словно почувствовав что-то, Валентин Филатов бросился за кулисы. Вместе с ассистентами ему удалось отбить супругу от хищника. Все обошлось, а ведь могло быть иначе.
— Ведь мама в то время уже носила меня, — поясняет Татьяна Филатова.
Необычная киноактриса
В кино дрессировщики не боятся ни л
ьвов, ни слонов, ни медведей. В жизни же все немного иначе.
— Это не страх, — поясняет Татьяна Валентиновна. — Это опыт, помноженный на здоровую долю необходимой предосторожности.
Однако бдительность бдительностью, но и без доверия к четвероногим коллегам на манеже нельзя. Слонихе Раде, к примеру, Филатова доверяла безоговорочно. Зато оператор Павел Филимонов слониху побаивался.
— Сценарий фильма «Потерялся слон» писали специально для Рады, — вспоминает Татьяна Филатова. — Это добрая лента о дружбе мальчика и слона. Оператором был Павел Филимонов.
По ходу сюжета якобы потерявшаяся слониха должна была бежать через лес. Раду отвели к точке старта, Филимонов с аппаратурой замер у финиша. Камера, мотор! — и слониха рванула в спринтерском броске. Это лишь на манеже слоны величавые и медлительные. В действительности они бегают очень быстро. Огромная, уши развеваются на ветру, Рада неслась прямо на камеру. Для далеких от цирка людей зрелище жутковатое.
— Оборачиваюсь — а Павла у камеры нет, — улыбается Татьяна Валентиновна. — Испугался, сбежал. А Рада добежала до нас и застыла как вкопанная. Там, где я перед съемкой ее попросила остановиться.
Как ни странно, делать дубль не пришлось. Оператор все же сработал как надо и успел снять все. И лишь потом у него нервы не выдержали.
— С нашей профессией не соскучишься, — улыбается Татьяна Филатова. — Может, потому я выбрала цирк.