Зампредседателя комитета горсовета по вопросам экономического развития и муниципальной собственности Николай Чираков провел пресс-конференцию, на которой подвёл некоторые итоги работы своих коллег, рассказал о текущих и будущих задачах.
О бюджете
Наш комитет занимается вопросами распределения муниципальной собственности, контроля за ее использованием на предмет доходности. Бюджет–2012 планировался в сумме 10 миллиардов рублей по доходам, по расходам – на 11. Фактически, в том числе за счет аренды муниципальной недвижимости, продажи муниципальных объектов и неналоговых поступлений, мы добились увеличения доходов до 13 млрд 981 млн рублей, расходы составили 14 млрд 142 млн. Дефицит бюджета планировали в 842 млн рублей, реально вышло 190 млн. Полагаю, для пополнения казны и наш комитет что-то реальное сделал.
Членам комитета важно, какими будут доходы на предстоящие периоды. Наличие муниципальной собственности – это недвижимость, которую нежелательно продавать, а желательно сдавать в аренду. И постоянно пользоваться этим доходом. Важный в перспективе источник доходов – муниципальная земля. Желательно тоже не продавать ее, а также сдавать в аренду. Этими вопросами наш комитет занимается досконально на каждом заседании.
О недвижимости
В ноябре прошлого года депутаты приняли постановление, где сказано, что в 2013 году город планирует продать муниципальной недвижимости на 55 миллионов рублей. В 2014–2015 гг. соответственно по 15 миллионов. Тенденция налицо: уменьшение количества поступающих средств от продажи. К примеру, за 2012 год вместо планировавшихся за продажу 60 млн рублей выручили 30 млн рублей. Недвижимость выставляется на продажу после доскональных проверок, изучения объекта, его технического состояния. И если мы видим нецелесообразность дальнейшего использования муниципалитетом, тогда принимается решение продавать объект. Вопрос рассматривается чаще всего в комплексе, т.е. наряду со зданием или строением продается и земельный участок, чтобы владелец мог на этом участке снести устаревший объект и построить новый.
Об аренде и продаже
Считаю, что аренда земельных участков, муниципального недвижимого имущества – это дополнительные неналоговые поступления в казну города. Мировая практика, в принципе, подтверждает, что за счет таких поступлений живут все муниципальные образования, направляя средства на социальную сферу, ремонт дорог и т.д. Какие по Омску цифры? Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за 2011 год составили 1 млрд 89 млн рублей. За 2012 год планировали получить 970 миллионов рублей. Фактически город получил 1 млрд 27 млн рублей. Этого, считаю, недостаточно, но хотя бы наблюдается положительная динамика.
Два слова о доходах от продажи материальных и прочих активов. На 2012-й планировали 830 млн, получили фактически 791 млн рублей. Опять свидетельство того, что муниципалитет снижает продажу материальных активов и, наоборот, использует их как арендное имущество.
О муниципальной земле
Раньше землей в городе ведало Главное управление по земельным ресурсам при областном правительстве, к неразграниченным территориям муниципалитет не имел отношения. Бюджет города получал доход только от тех земельных участков, которые были разграничены и признаны муниципальной собственностью. Сегодня ситуация изменилась. ГУЗР упразднили, земля в городе передана в ведение департамента имущественных отношений. Вопрос стоит серьезно – как эту землю учесть и посчитать. Землю нужно сохранять и сдавать в аренду непременно. У нас за 2012 год 1 млрд 824 млн рублей поступило в бюджет по статье «земельный налог». И по аренде земли – 801 миллион. А продано земли за прошлый год на 644 млн руб.
Сейчас мэрия занялась и лесными массивами. Это парки, скверы, рощицы… Их нужно сосчитать и поставить на кадастровый учет и потом принять все меры для их сохранения. Мы говорим, что Омску нужно вернуть славу города-сада, так вот это – одно из первых движений в данном направлении. Прежде ДПИ и мэрия в целом не всегда имели возможность что-то сделать в отношении земельных участков. Теперь такая возможность есть.