Коммунальные новости

Общество

Коммунальные новости

Федеральное законодательство в области предоставления коммунальных услуг постоянно изменяется. Об очередных новшествах рассказывает начальник отдела организационно-правового обеспечения департамента городской экономической политики администрации г. Омска Марина Берковская.

С 1 сентября 2012 года на территории Российской Федерации действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительством РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354). Затем было принято постановление Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — постановление № 344), которым вносятся существенные изменения в Правила № 354, вступающие в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Какого рода эти изменения?

1. Постановлением № 344 уточняется понятие «водоотведение».

В действующей редакции Правил № 354 под водоотведением понимается отвод бытовых стоков по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам из:

— жилого дома (домовладения);

— жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

— помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением № 344 помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, исключаются из понятия «водоотведение».

2. С 1 июня 2013 г. отменяется оплата коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды.

При этом будет сохранена обязанность потребителя по оплате иных коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

Совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды будет осуществляться плата за коммунальные услуги:

— по отоплению;

— по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

3. Постановлением № 344 уточняются права и обязанности потребителя и исполнителя коммунальных услуг (управляющие организации, товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (далее — ЖСК), ресурсоснабжающие организации).

Так, будет исключена обязанность потребителя ежемесячного предоставления сведений о показаниях приборов учёта в фиксированные сроки. Порядок и условия приема показаний приборов учета будут регулироваться договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. По постановлению № 344 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В настоящее время в случае непредставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета расчет платы исполнителем производится исходя из среднемесячного объема потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд. После вступления в силу изменений расчетный период будет составлять не более 6 расчетных периодов подряд.

Ввиду исключения обязанности потребителя снимать показания индивидуальных приборов учета в фиксированные сроки в Правила № 354 вносятся следующие изменения: во-первых, перечень обязанностей исполнителя будет дополнен обязанностями не реже 1 раза в 6 месяцев снимать показания индивидуальных приборов учета; во-вторых, расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги исполнитель будет обязан производить с учетом данных, полученных при снятии показаний индивидуальных приборов учета.

При этом периодичность исполнения обязанности по допуску исполнителя в занимаемое жилое помещения для снятия показаний индивидуальных приборов учета потребителем будет уменьшена с 1 раза в 3 месяца до 1 раза в 6 месяцев.

4. Новшеством станет и регламентация механизма установления исполнителем количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении.

Постановлен
ием № 344 определено, что, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы ТСЖ или ЖСК, председателем ТСЖ или ЖСК, если управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ или ЖСК и органом управления такого ТСЖ или ЖСК заключен договор управления с управляющей организацией.

В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).

Таким образом, данные положения будут являться законодательной мерой по решению проблемы с не прописанными, но фактически проживающими в жилом помещении гражданами.

5. Плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет устанавливаться в размере, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В действующей редакции Правил № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определяется как разница между объемом потребления по общедомовому прибору учета и суммарным объемом потребления в жилых (нежилых) помещениях, определенный по нормативам или по показаниям индивидуальных приборов учета.

После вступления в силу изменений в Правила № 354 в случае превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, разницу такого превышения исполнитель будет обязан оплатить за счет собственных средств. Данное положение не будет распространяться в следующих случаях:

— когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения;

— когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

6. С 1 июня 2013 года упрощается процедура установления факта оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества (законодательно закрепляются случаи и порядок составления потребителем акта проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствии исполнителя). 

Постановлением № 344 определено, что в случае непроведения исполнителем проверки факта нарушения качества предоставляемых услуг в сроки, согласованные с потребителем, а также в случае невозможности потребителем уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы ТСЖ или ЖСК, председателем ТСЖ или ЖСК, если управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ или ЖСК.

Соответственно, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушения
ми качества, будет являться также дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, зафиксированные в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

7. Постановлением № 344 определяется состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, используемого для расчёта размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды.

Данный перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходим для расчета коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (формула № 15 Правил № 354 в редакции постановления № 344).

После внесения изменений в Правила № 354 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, будет определяться как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

8. С 1 января 2015 года вводится применение повышающих коэффициентов, увеличивающих норматив потребления коммунальной услуги, в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учёта и (или) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта при наличии технической возможности их установки.

Как было отмечено выше, постановление № 344 вступает в силу с 1 июня 2013 года, реализация данного нормативного правового акта позволит:

— стимулировать организации, управляющие многоквартирными домами, к осуществлению мероприятий по энергосбережению в целях обеспечения рационального расходования коммунальных ресурсов;

— снизить нагрузку на потребителей коммунальных услуг за счёт исключения обязанности ежемесячного предоставления сведений о показаниях приборов учёта;

— стимулировать собственников помещений в многоквартирном доме к установке приборов учёта;

— снизить размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (за счёт исключения обязанности по оплате коммунальной услуги водоотведения, предоставленной на общедомовые нужды, а также совершенствования порядка расчёта норматива потребления коммунальной услуги водоснабжения).

ОмскПресс