Минкомсвязи оценило российский телеком-рынок в 1,4 триллиона рублей

Экономика

Минкомсвязи оценило российский телеком-рынок в 1,4 триллиона рублей

Об этом и планах на год шла речь на форуме «Телеком-2013».

22 мая в Москве состоялся IX ежегодный международный форум операторов фиксированной и сотовой связи «Телеком 2013», посвященный актуальным вопросам отрасли. Организатором мероприятия является газета «Ведомости», партнёром выступила компании Tele2 Россия, предоставившая возможность принять участие в конференции корреспонденту ОмскПресс.

Спикерами форума в этом году стали заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Денис Свердлов, заместитель начальника управления Федерального агентства связи Виталий Крейнделин, начальник управления ФАС Дмитрий Рутенберг. Помимо этого, выступили представители ведущих российских операторов — президент Tele2 Россия Джери Калмис (на фото), президент «МТС» Андрей Дубовсков и вице-президент «Вымпелком» Павел Бородин.

Модераторами этой секции являлись руководитель департамента бизнес-программ телеканала «Russia Today» Оксана Деревянко и редактор отдела технологий и телекоммуникаций издания «Ведомости» Игорь Цуканов.

В рамках форума были рассмотрены такие темы, как новый закон «О связи», технологическая нейтральность, проект введения стандарта связи 4 поколения LTE, а также внедрение принципа переносимости номера (MNP).

Пленарное заседание форума открыл Денис Свердлов, вступительное слово которого касалось нового закона:

Мы хотели пойти по пути создания нового закона, но сейчас выделили 15 инициатив, которые лягут в основу изменений закона, они выделены в проекты. Основными новациями станут отмена национального роуминга, а также борьба со спамом и мошенничеством.

В ходе пленарного заседания спикеры обсудили внедрение технологической нейтральности. Денис Свердлов рассказал о своих ожиданиях по этому поводу — это возможно в мире, а, значит, получится и в России.

При этом замминистра отметил, что у ведомства есть новая методология расчета оплаты спектров:

Мы вводим плату не за количество базовых станций, а за территорию использования. Это плата будет суммироваться из платы за использование технической нейтральности, а также разовой платы за первичное выделение частот и ежегодной платы за их использование.

На вопрос, насколько непосредственно компаниям-операторам интересна технологическая нейтральность, президент Tele2 Россия Джери Калмис ответил:

Я согласен, что надо аккуратно подходить к этому вопросу. Нужно быть очень гибкими рассматривая внедрение этого принципа и учитывать, что у разных стран – разные подходы к развитию. Последние шаги регулятора позволяют надеяться, что этот принцип будет внедрен в обозримом будущем.

 

Мы, как и другие операторы, проводим исследования, летом представим результаты. Отмечу, что в нашей отрасли не бывает “сепаратных” явлений, всегда что-то с чем-то связано. Тут надо учитывать и историческую предрасположенность деления частотных диапазонов за два прошедших десятилетия. Надо осторожно относиться к принимаемым решениям, так как они закладывают дальнейшие отношения регулятора и операторов,

— добавил Андрей Дубовсков.

Затем Денис Свердлов признался, что министерство хочет минимально вмешиваться в технические процессы рынка:

Отрасль находится в том состоянии, когда регуляторы должны вмешиваться как можно меньше. В частности, нам хочется меньше регулировать технические аспекты, а больше — гражданско-правовые нормы. Тем более, что текущая модель регулирования дорогая — 12 млрд рублей в год тратится на контрольную функцию.

Замминстра также отметил планы министерства реформировать нынешнюю модель контрольной функции.

При этом Денис Свердлов подчеркнул, что взимание платы с операторов стимулирует их к более быстрому технологическому развитию. Полученные финансы Минкомсвязи планирует тратить на строительство телеком-инфраструктуры в тех регионах, где сети связи пока существенно отстают в развитии.

Мы поддерживаем переход на новый принцип оплаты частот – взимание платы за выделенную полосу, а не за присвоенные частоты. Это побудит владельцев, фактически не использующих свой ресурс, перепродавать частоты или строить сети, а не держать их на «черный день» и затем спекулировать. Это один из стимулов ра
звития конкуренции на рынке,

— высказался в беседе с корреспондентом «Омскпресс» региональный управляющий директор Tele2 Омск Олег Гильбурд.

Затрагивая тему LTE-стандарта, присутствующие высказывались довольно сдержанно о его введении. Участники дискуссии отметили, что, несмотря на рост трафика, нынешний год не стоит считать годом LTE и громких новостей на эту тему.

С этим соглашается и региональный управляющий директор Tele2 Омск Олег Гильбурд:

Мы с осторожностью оцениваем перспективы массовой востребованности LTE в ближайшее время. По нашей статистике, только 2% уходящих от Tele2 абонентов называют причиной ухода от оператора отсутствие быстрого Интернета (3G). В то же время до 80% всего мобильного дата-трафика приходится на социальные сети, где можно с комфортом использовать возможности предоставляемого нами формата EDGE. Мы считаем, что для большинства дополнительных услуг, базирующихся на использовании Интернета, важнее стабильность соединения, а не избыточные скорости.

Следующим вопросом в ходе пленарного заседания стала тема внедрения принципа MNP. По словам Дениса Свердлова, этот принцип должен заработать 1 декабря 2013 года на уровне Федерального закона.

Мы, как министерство, должны подготовить законодательную базу. У нас до сих пор идут дискуссии относительно методов. В наших планах запустить к ноябрю следующий процесс – обязать операторов «отдавать» абонентов, а принимать их смогут те операторы, кто успел подготовиться к внедрению принципа MNP. Это будет стимулировать игроков рынка развиваться быстрее других операторов,

— высказался замминистра. Как пояснил Денис Свердлов, такой порядок внедрения MNP вызван тем, что с юридической и технологической точки зрения обеспечить уход абонента с сохранением номера проще, чем обеспечить его принятие в сеть. Он также отметил, что результаты исследований, которые будут получены в июне, дадут полную картину ситуации и помогут сформулировать поправки к закону, которые можно будет ввести в сентябре.

Управляющий директор «Accenture» в России и странах СНГ Вартан Даланян, также участвующий в дискуссии в качестве спикера, привел пример внедрения MNP в Финляндии:

Там за первые пять лет переток составлял свыше 3 млн абонентов. В течение первых трех лет пошли серьезные ценовые войны и средний счет упал с 47 до 24 евро.

Отметим, что на форуме был озвучен и нынешний объем рынка связи — на данный момент он составляет 1,4 трлн рублей.

Мы считаем, что для российского рынка целесообразно установить периодичность переноса не чаще, чем раз в полгода. Это позволит соблюсти интересы абонентов и дать операторам возможность оптимизировать действующие тарифные предложения, а также минимизировать мошенничество. Но выиграет, прежде всего, потребитель. Выиграют ли операторы – будет зависеть от того, насколько они удовлетворяют требования клиентов по качеству сервиса и цене услуг,

— добавил омский представитель Tele2 Олег Гильбурд.

Отвечая на вопросы журналистов после завершения пленарного заседания, президент Tele2 Россия Джери Калмис рассказал, что все инициативы, исходящие от Минкомсвязи и озвученные сегодня на форуме, создают хорошее поле для конкуренции компаний-операторов, а конкуренция полезна для всех игроков рынка. Глава Tele2 Россия также ответил и на вопрос о 1 декабря этого года:

Естественно, мы готовы поддержать срок MNP. По поводу нашей готовности — будем работать с министерством и другими аппаратами, чтобы стопроцентно быть подготовленными.

Не осталось без внимания журналистов и недавнее приобретение Tele22 Россия группой компаний ВТБ. Джери Калмис, отвечая на вопрос о дальнейшем развитии компании, заявил, что на данный момент стратегия находится на стадии формирования совместно с новыми партнерами.

Я сказал бы, что наша отрасль в России — одна из самых быстрорастущих. При этом мы продолжим предоставлять своим абонентам качественные услуги по низким ценам. Сегодня Tele2 является четвертым крупнейшим оператором в России по количеству абонентов и обслуживает 22,9 млн. человек. Главный вопрос сейчас — как идти на следующий уровень и избежать риска стагнации. Мы продолжим наше эффективное и динамичное развитие опережающими рынок темпами

 — подытожил свое общение с прессой президент компании.

Также с журна
листами пообщалась коммерческий директор Tele2 Россия Инесса Галактионова. Она ответила на вопросы, касающиеся сохранения позиций ценового лидера в России, низкой стоимости услуг, продуктов компании для B2B-сектора, планов компании по реализации масштабных кроссфункциональных проектов в 2013 году, а также эволюции концепции рекламных кампаний, в том числе о дальнейшей судьбе известного персонажа рекламной кампании Tele2 — Тони Бонелли.

ОмскПресс