С лопатой наперевес

Общество

С лопатой наперевес

Лучший отдых — это смена занятия. Устав гонять «мышку» по коврику, мы взяли в руки кое-что поувесистее. Сегодня наше оружие — ледоруб, метла и лопата. Наши враги — сугробы и мусор. Трепещите, снежные кучи, мы идём к вам!

Раззудись, плечо, размахнись, рука!

Каждый солдат должен знать свой маневр. Перед началом битвы за чистоту определяемся с фронтом работ.

— Эту кучу разбить на куски и вывезти снег за дорогу, — ставит нам боевую задачу дворник Надежда Колыванова. — А потом метлы в руки — и двор подмести, чтоб блестел!

— Есть, командир! — козыряем в ответ и бегом разбирать инвентарь.

Метлы, лопаты, скребки — выбирай, что душа пожелает. Я схватил ледоруб — уж очень похож на копье. Древко у него деревянное, а наконечник железный. Правда, не конусом, а расплющенный, в виде лезвия топора. Ну, так и мне с ним не Змея Горыныча воевать, а с сугробом сражаться. Лопатой его уже не возьмешь — слежался в сплошной монолит.

Эх, раззудись, плечо, размахнись, рука! Но махать ледорубом становится все тяжелее и тяжелее. «Копье» с непривычки начинает оттягивать руки. А как же тогда Надежда Ивановна с ним управляется? Или все дело в закалке и опыте?

Но, как оказалось, дворником Колыванова была не всегда. Всю жизнь она проработала инженером, возглавляла отдел в солидной организации и сложа руки сидеть не привыкла. Выйдя на пенсию, Надежда Ивановна заскучала. А тут объявление: «Управляющей компании нужен дворник». Подумала и решила попробовать. Затянуло, понравилось. Заодно и круг знакомых расширился.

— С бомжами вот подружилась, хотя поначалу я их немного побаивалась, — смеется Надежда Ивановна. — А теперь стараюсь им помогать. Бывает, что какие-то вещи стали уже не нужны. Я их не выкидываю, оставляю бездомным. Складываю в определенное место, а они потом забирают.

Неудивительно, что, завидев ее, бомжи еще издали улыбаются. «Здравствуйте, — кричат, — Надежда Ивановна!»

А ведь было время, когда они, роясь в помойке, разбрасывали мусор. Пришлось провести с ними воспитательную работу. Как говорится, дошло. Но, увы, не до всех. Точнее, бомжи мусорить перестали, а вот некоторые жильцы продолжают.

Как достучаться до совести

Возле подъезда валяется какой-то мешок ведра на три. Черт, едва об него не запнулся. Непорядок, однако, надо убрать. Мы же сегодня как-никак дворники.

— Жильцы выходили, оставили, — поясняет Надежда Ивановна. — Некоторые часто так делают.

В этой многоэтажке имеется мусоропровод, но обитатели дома от него отказались. То ли крысы замучили, то ли еще какая напасть. А после сообразили, что мусор теперь выкидывать некуда. Кое-кому ходить к мусорным бакам в соседний двор лень. Наиболее сообразительные стали выкидывать мешки и пакеты с отходами прямо возле подъезда. А что — дворник добрый, выносливый, он все уберет. В смысле, она, Колыванова.

До совести таких сообразительных достучаться непросто. Тут с фантазией нужно.

— С одним парнем я даже вела переписку, — улыбается Надежда Ивановна. — Бумажку повесила на двери: «Еще раз оставишь пакет у подъезда — уши надеру!»

Однако записки не всегда помогают. Тогда за своего дворника вступаются сами жильцы. Те, кому тоже пришлись не по нраву чужие пакеты с отходами, валяющиеся у родного подъезда.

— Однажды четверо крепких мужчин из этого дома узнали, кто из соседей оставляет мусорные пакеты, — вспоминает Надежда Ивановна. — Пересыпав мусор в большой таз, позвонили в нужную дверь. Как только она распахнулась, весь мусор оказался в квартире.

Такое воспитательное воздействие возымело эффект. Впрочем, опять дошло не до всех.

— У нас же едва ли не четверть квартир сдаются внаем, — поясняет старший по дому Максим Кривобоченко. — А некоторые даже посуточно.

Понятно, что этим людям плевать и на двор, и на дворника. Некоторые временные жильцы всякий хлам даже из окон выбрасывают. Им, наверное, в детстве не объяснили, что чисто не там, где хорошо убирают, а там, где не мусорят.

Эпоха новая, заботы старые

Раздолбить сугроб — это полдела, нужно еще вывезти снег со двора. Трактора у нас нет, поэтому бегу за скребком. Хорошо еще, что он у меня современный, пластмассовый, легкий. Раньше были железные, тяжеленные. Такой и сам по себе неподъемный, а уж снег им толкать…

К слову, сегодня у дворников не только скребки, но и лопаты, и даже метлы пластмасс
овые. Современные, так сказать, технологии. А работают этими чудо-лопатами по старинке. То есть бери больше, кидай дальше. Кидать же зимой приходится много.

— Для нас, дворников, это самое тяжелое время, — говорит Надежда Ивановна. — Особенно когда снегопад. Вот недавно так зарядило, что мы с мужем с пяти утра и до шести вечера снег убирали. А он все идет да идет.

Муж Колывановой, Юрий Вениаминович, тоже пенсионер, инженер в прошлом и дворник в настоящем. У него есть свой собственный двор, своя территория, но как жене не помочь? А ведь им обоим за шестьдесят, тяжело. Молодежи среди дворников немного — не желают студенты пополнять таким образом свой бюджет. Зарплата небольшая, в среднем три с половиной тысячи. Ну, кого такая прельстит? Она даже гастарбайтеров не прельщает, поэтому и вакансии дворников в нашем городе в основном заполняются омичами. Не то что в столице, где сплошь таджики с узбеками да молдаване в придачу.

Впрочем, не будем о грустном, лучше о чем-нибудь радостном. Снежная куча, к примеру, уменьшается на глазах. Мышцы, правда, болят, будто вагон с углем разгрузил в одиночку. Но это пройдет, а настроение — веселое, праздничное — надолго останется. К слову, у Надежды Ивановны скоро праздник. День дворника называется. Или, точнее, День работников жилищно-коммунального хозяйства, который в России отметят 17 марта.

Так что с праздником вас, Надежда Ивановна! И всех омских дворников заодно. Что бы мы без вас делали, дорогие вы наши!

ОмскПресс