Рубить по-русски

Культура

Рубить по-русски

На сцене театра драмы идут репетиции спектакля по пьесе Александра Островского «Лес», однако написанная классиком история разворачивается в современных декорациях. Режиссёр Анна Бабанова поделилась некоторыми подробностями будущей премьеры.

Острые грани

Театр, как искусство современное, должен отвечать на вопросы сегодняшнего дня, считает Анна Бабанова. А классика на то и классика: все поднятые в ней проблемы остаются современными, только в каждый период то одна грань становится острее, то другая.

– В какой-то момент все вдруг почему-то начинают ставить одну и ту же пьесу Островского: зайдите в Интернет, посмотрите, сколько раз «Лес» ставили в последнее время, – рассказывает режиссёр. – Всё почему? Потому что, читая эту пьесу, ты вдруг понимаешь: вот оно, сегодня! Жизнь идет, говорят, по спирали – и очередной виток этой спирали, жизнь нашей страны, вновь отражается в материале классика.

Как это по-русски?

В пьесе помещица Гурмыжская вырубает лес, продает усадьбу – ради прихоти, ради молодого любовника.

– Говоря современным языком, ради бизнеса, – продолжает Анна Бабанова. – Бизнес по-русски сегодня – «после меня хоть трава не расти». Мы слышим, как бизнесмены по ТВ говорят: «В этой стране все равно ничего не будет». Больше урвать, схватить – а потом уехать в Европу, вот там нас заждались. Подобные моменты меня просто возмущают. И Островский в свое время был возмущен такими Гурмыжскими, вырубающими лес. Думая над пьесой, я вспомнила времена Мейерхольда, потом были Гурмыжские 90-х годов – по-другому всё «вырубали». А что сегодня? Кто она такая, эта помещица, и что вырубает? И в итоге таких размышлений у меня лес превратился в каменные джунгли – провинциальный город вроде Омска, в котором уже всё вырубили, всё урвали и остатки продают где-то за городом. Вот это одна из тем будущего спектакля – бизнес по-русски, по-женски: стихийно и бездумно.

Лес за воротами

Над спектаклем работают петербургские художники Олег Головко (сценография) и Светлана Матвеева (костюмы). В одной команде с ними Анна Бабанова уже поставила не один знакомый омичам спектакль: «До последнего мужчины» и «Леди Макбет Мценского уезда» в театре драмы, «Али-Баба и сорок разбойников» и «Финист – Ясный сокол» в ТЮЗе. Но художники продолжают удивлять режиссера:

– Сначала я даже испугалась декораций, которые Олег придумал для «Леса». А потом подумала: нет, всё-таки он прав. Он создал ресторан в духе гиперреализма, поделенный на несколько зон, где повара работают непонятно для кого. Огромные ворота, после взгляда на эскиз которых у меня родился вопрос: во времена Берендея, что ли, действие перенесено? Знаете, такие шикарные ворота посреди городской помойки и граффити: резные, деревянные, с нарочитой русскостью. Как иконы, которые не для того, чтобы молиться, а потому, что красиво. Так и тут – мы русские, мы модные. Стилизация. Как ресторан, который отгрохали посреди дороги, а у народа просто-напросто нет денег туда ходить. Зачем, спрашивается, строили? Вот такой бизнес.

Что ж, остается подождать, насколько совпадет современное прочтение режиссером Островского с ощущениями омской театральной публики.

Премьера спектакля «Лес» запланирована на май

ОмскПресс