Лучший подарок для матери

Общество

Лучший подарок для матери

8 Марта – Международный женский день, но в семье Марии Николаевны этот праздник обычно переносится на 17-е число. В этот день в гостях у неё собираются дети, внуки и правнуки. Они приезжают, чтобы поздравить любимую маму, бабушку и прабабушку сразу и с 8 Марта, и с днём рождения. В этом году ей — 81 год.

Не в деньгах счастье

– Надежда, Люба, Аня, Света, Вера, Юля… – перечисляет Мария Медведева своих дочерей. – И наш единственный сын Мишенька.

Чтобы не сбиться, никого не забыть, женщина загибает на руках пальцы. Но их всё равно не хватает: она родила одиннадцать ребятишек.

– Это сегодня молодые рожать не хотят, – говорит Мария Николаевна. – Забеременеют – и сразу в больницу, делать аборт. А мы, девчонки послевоенной поры, даже слова такого не знали. Сколько деток Бог даст, столько и будет.

Похоже, что Бог очень любил Марию Николаевну. Замуж вышла, когда ей исполнилось восемнадцать. И каждый год в семье прибавление. Подружки завидовали этой счастливой семье. А что живут небогато – так ведь война лишь недавно закончилась. Кому тогда было легко?

– Муж – тракторист, я дояркой на ферме, – вспоминает собеседница. – Миллионов не зарабатывали, но на еду и одежду для ребятишек хватало.

Современных девчонок, которые «из-за бедности» отказываются от радостей материнства, Мария Николаевна не понимает. Что значит нет денег?! На детей деньги найдутся всегда. Главное, не лениться. Чай, не война и даже не послевоенное лихолетье.

– Утром на дойку, после заскочишь домой, детишек проведаешь и снова к коровам, – говорит Мария Медведева. – После обеда нас, доярок, использовали в качестве разнорабочих. А вечером опять ждали коровы. Домой возвращались уже затемно, и сразу работать. Надо ведь было еще и свою скотину подоить, отсепарировать молоко…

Современные девушки, наверное, не поймут, как она умудрялась еще и на ребятишек время выкраивать. И вообще, зачем нужно было их столько рожать? Но Медведева считает иначе. Для Марии Николаевны дети – не тягота, не обуза, а смысл всей ее жизни. Без них эта жизнь была бы не в радость.

В тесноте, да не в обиде

Большая семья – большие хлопоты. Одних лишь продуктов Медведевы закупали словно на партизанский отряд.

– Мы только хлеба в сельпо брали по восемь булок за раз, – улыбается Светлана Супрун, одна из дочерей Марии Николаевны. – А супа к обеду варили, наверное, литров по пять.

По праздникам колхозникам иногда выдавали отрезы ткани. Из них Мария Николаевна и кроила обновки для дочерей. Причем для всех сразу. Кому сарафан, кому платье, чтобы никто из них не обиделся. Ну и, как водится, младшие донашивали одежду за старшими. Этой участи избежал разве что Михаил, бывший единственным сыном в семье.

– Когда девочки подросли, стало легче, – говорит Мария Медведева. – Сами шить научились, готовить.

Жаль только, что дом, в отличие от детей, вырасти так и не смог. Он у Медведевых был самый обычный, две комнаты с кухней. В одной – мама с папой, в другой – ребятишки. А бабушка ночевала на кухне, спала на полатях.

– Жили пусть в тесноте, зато не в обиде, – рассказывает многодетная мать. – А уж когда собирались по праздникам, да за хорошим столом…

Отец гармошку достанет, сын мелодию на баяне подхватит, кто-то из дочек на балалайке им подыграет. И под музыку да как затянут что-нибудь хором – односельчане останавливались на улице. Слушали, головами качали, радовались за семейство Медведевых: «Дружно живут, хорошо!»

Жизнь прожить – не поле перейти

По нынешним временам и один ребенок в семье – это уже замечательно. А если два, так считается много. Как Мария Медведева умудрялась справляться с целой оравой, многие молодые родители сегодня не понимают.

– Я же с детства с детьми, – посняет она. – У нас яслей не было, а ребятишек тогда много рождалось. Утром взрослые на работу, а малышей со всей деревни приводили ко мне. Набиралось человек двадцать, и я до вечера присматривала за ними. Вот и набралась опыта.

А ведь Мария тогда и сама была еще маленькая. Девочка всего лишь четыре класса окончила, но ни односельчан, ни саму юную «воспитательницу» это ничуть не смущало. Может быть, тогда она и решила, что, когда вырастет, у нее тоже будет много детей?

– Да у нас всегда был полон дом ребятни, – смеется Любовь Маркова, еще одна дочь Марии Николаевны. – Особенно когда мы телевизор купили.

Больше подобного чуда в деревне ни у кого еще не было. Неудивительно, что окрестная детвора собиралась в гостях у Медведевых на вечерние мультики. Усаживались прямо на пол и смотрели. Где свои, где чужие – не разберешь. Да Мария Николаевна и не делила их на своих и чужих. Она была рада всем, ей нравился детский смех в доме.

Но прошлое – это не только приятные воспоминания

– Три мои дочери умерли в детстве, – вздыхает многодетная мать. – Врачи помочь не смогли. А Миша, единственный сын, погиб в Афганистане.

Парень со школы ходил с отцом на охоту, отлично стрелял. В армии он был снайпером. Михаила призвали в апреле 1981 года, а 28 августа 1982-го пришла похоронка. Позже Марии Николаевне сообщили, что отделение сына попало в засаду где-то в Кабуле…

– Муж не пережил его гибели, – рассказывает она. – После инфаркта так и не встал.

Единственным мужчиной в доме Медведевых остался племянник Иван. Его мать погибла в аварии, отец умер еще раньше. Мария Николаевна забрала парнишку к себе.

– Неужели я бы его в детский дом отдала?! – восклицает собеседница. – Там, где семеро по лавкам, и для еще одного всегда место найдется.

Говорят, что жизнь прожить – не поле перейти. Но Мария Николаевна о прожитом не жалеет.

– Если бы можно было снова в юность вернуться, я б еще столько же нарожала, – уверяет она. – Знаете, какая это огромная радость, когда ты чувствуешь себя нужной, любимой? Вот соберутся через неделю на день рождения все мои дочки, тринадцать внуков и восемь правнуков – мне лучшего подарка и не надо. Вот всем бы нам так.

Фото: В. Казинов

ОмскПресс