В Омском городском пресс-клубе обсудили новый закон об образовании.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон об образовании. Документом предусмотрен ряд изменений в сложившейся системе образования всех уровней. Однако, как отмечают специалисты, пока чёткого механизма реализации закона нет. Для этих целей в настоящее время разрабатывается большое количество подзаконных нормативных актов.
До школы
Как рассказала руководитель департамента правового и организационно-кадрового обеспечения министерства образования Омской области Лариса Устинова, по новому закону дошкольное образование становится самостоятельным уровнем общего образования. При этом оно отделено от услуги по присмотру и уходу за детьми.
Общее образование
По словам заместителя начальника отдела дошкольного и общего образования минобра Ольги Касаткиной, новый документ закрепляет право родителей активно участвовать в разработке образовательной программы для школьников: помимо шести базовых предметов выбирать до десяти дополнительных учебных дисциплин.
— Таким образом, можно говорить об индивидуализации, профилизации общего образования, — заметила специалист.
Вот только возникает вопрос: а готовы ли дети и, в большей степени, родители уже на этапе школьного обучения выбирать будущее для ребенка?
Интересным представляется закрепленное в законе сетевое взаимодействие образовательных организаций. Суть его в том, что у обучающихся появляется возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости — с использованием ресурсов иных организаций. Например, ребенок, обучающийся в спортивной школе, вправе зачесть результаты по физической культуре в общеобразовательной школе.
Начальное и среднее профессиональное образование
В соответствии с новым законом начальное профессиональное образование, которое в настоящее время представляют профучилища, будет включено в систему среднего профессионального образования (техникумы, колледжи). При этом в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида образовательных программ: подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и подготовки специалистов среднего звена. Поступить на программу подготовки служащих можно будет без прохождения вступительных испытаний, а по окончании продолжить обучение по программе подготовки специалистов среднего звена.
Высшие учебные заведения
Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников, членов сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских игр и других аналогичных мероприятий. Для остальных категорий льготников предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки: прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (но и при прочих равных условиях); бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза; преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Новый закон об образовании предусматривает еще очень много нововведений. Однако пока непонятно, как всё это будет действовать на практике.
— В ближайшее время будут разработаны подзаконные нормативные акты, регламентирующие механизм реализации закона, — пояснил заместитель министра образования Владимир Титенко.