Острый взгляд, или Место кнопки в современном искусстве

Культура

Острый взгляд, или Место кнопки в современном искусстве

В галерее «Белый куб» в рамках фестиваля современной фотографии «Событие» открылась выставка концептуалиста Андрея Чежина «Изнутри. Автопортрет». Мастер рассказал о сетях для зрителя и о многоликой канцелярской кнопке.

Фрагменты одной идеи

Модное слово «концептуальность» слышим мы нередко, но так ли хорошо разбираемся в его значении? Чем отличается снимок фотографа-концептуалиста от прочих? На этот вопрос у Андрея Чежина совершенно четкий ответ:

– Концептуальная фотография подразумевает контекст, в котором решается идея. Идея – это рассказ, месседж, который надо отправить человеку, и в одной картинке его очень сложно сформулировать. Да, ты можешь включить в нее много смыслов – но нет никаких гарантий, что зритель все эти смыслы вычленит. Поэтому в современной ситуации главный смысл можно разложить на несколько картинок, и тогда есть вероятность, что зритель, бегущий по выставке, попадет в эти сети. Формальные признаки работ фотографа-концептуалиста очень просты: это ряды снимков. Если зритель, гуляя по выставке, видит некую концепцию – то есть почему всё развивалось именно таким образом, – вот тогда он говорит, что это концептуальная фотография.

Канцелярский инь и ян

Петербуржец Чежин, участвуя в выставках по всему миру, находит время для пополнения необычной коллекции своего личного Музея канцелярской кнопки. В небольшом пространстве – объекты и фотографии, а также деревянные заготовки и тысячи и тысячи кнопок, которые в будущем станут частью произведений современного искусства.

– Кнопка – особый объект. Взять, к примеру, скрепку – что это? Просто проволочка. А кнопка круглая, у нее есть выбитый и отогнутый треугольничек, которым можно приколоть, уколоть – совершить некое насилие, – объясняет свою идею мастер. – С другой стороны, кнопка в себе соединяет две ипостаси, мужскую и женскую, инь и ян. Никогда так не смотрели на этот предмет? Приглядитесь внимательно, поймете почему. Я тоже раньше не видел, но потом пришлось осознать.

«Полуфабрикаты» объектов, которые с помощью кнопок Андрей Чежин возводит в уровень произведений искусства, находятся на помойках, на барахолках и в комиссионных магазинах. Порой художник даже становится участником анекдотичных историй:

– Выхожу на барахолку, стоит потрепанный человек. Продает два березовых обрубка, в которых дерево по периметру пропилено и выбрано так, чтобы была ручка. Сделано так топорно! Я подхожу: «Здравствуйте, а что это такое?» – «Гантели, две штуки». Я тихо обалдеваю: «А сколько стоит?» – «Сорок рублей». – «Беру». И я понимаю, что он смотрит на меня как на идиота, и я на него смотрю точно так же, потому что он продает «вот это», а я покупаю. Потом я с «этого» счистил берёсту, покрасил в черный цвет и «обкнопил». Получились совершенно классные гантели. Они теперь в музее стоят.

«Мне как художнику важна концептуальность фотографического процесса. Я без идеи снимать не буду» Андрей Чежин

ОмскПресс