Увлечение омского пенсионера Виктора Сыткина обычным не назовёшь. Прямо у себя дома он делает… телескопы. Виктору Николаевичу давно уже перевалило за семьдесят. Во времена его детства пацаны мастерили рогатки и самопалы, а Витя мечтал собрать телескоп. Правда, как его сделать, не знал.
— В школе мы этого не проходили, — улыбается он. — Да и телескоп я видел лишь на картинке.
Зато трофейных немецких биноклей в то время хватало. Глядя на них, Сыткин решил сконструировать более мощную оптику. Такую, чтобы достала до звезд.
Обычно подростки мастерят телескопы из картонной трубы и стекол от старых бабушкиных очков. Виктора этот вариант не устраивал. Ему нужен был настоящий, всамделишный телескоп, сделанный своими руками. Но где же взять чертежи?
Интернета в то время еще не придумали, оставалось надеяться лишь на чудо. И «чудо» свершилось. Правда, к тому времени Виктору было уже двадцать девять, и он работал токарем на одном из омских заводов.
— В магазине увидел книгу М. С. Навашина «Телескоп астронома-любителя», — вспоминает Сыткин. — В ней говорилось, как самому собрать телескоп. Я много лет искал что-то подобное, и все безуспешно. А тут такая удача!
Стоила эта «удача» 76 копеек. По тем временам хватило бы на приличный обед в рабочей столовой. Но какой там обед, если тут, на прилавке, лежит золотой ключик к мечте всей его жизни?!
Эту книгу 1967 года издания Виктор Николаевич хранит до сих пор. А тогда, сорок шесть лет назад, он проштудировал ее от корки до корки. Чтобы понять формулы, позволяющие рассчитать необходимую кривизну линз, токарю вновь пришлось сесть за учебники.
Параллельно с «научной» работой Виктор подыскивал необходимые материалы. Как оказалось, зеркала для телескопа не обязательно должны быть стеклянными. Нужного диаметра алюминиевую болванку для изготовления зеркала парень нашел на родном заводе. Отпилил сколько нужно и здесь же, в собственном цехе, обрабатывал и шлифовал заготовку в свободное время. Начальство не возражало. В советское время подобные инициативы рабочих всегда находили у руководства поддержку.
Те, кто думает, будто сделать телескоп очень просто, глубоко заблуждаются. К примеру, параметры при изготовлении зеркала должны быть выдержаны с точностью до сотых долей (!) микрона. Чуть ошибешься — вся работа насмарку. Для контроля качества зеркала Виктор Николаевич сделал дома специальный станок.
— Он называется оптическая скамья, — поясняет пенсионер. — И позволяет выявить на зеркале микроскопические ямки и бугорки, которые даже в самую сильную лупу не разглядишь.
Сейчас на этой «скамье» Сыткин испытывает зеркало для нового телескопа. Если найдет недостатки, отправит его на шлифовку. Эту кропотливейшую работу Виктор Иванович проводит вручную. В качестве абразивного материала он использует специальные смолы.
— Я все делаю сам, — говорит бывший токарь. — Так что расходы на телескоп у меня минимальные.
К слову, минимальная стоимость телескопов в интернет-магазинах в пределах трехсот долларов. И это при том, что по многим параметрам они уступают изделиям омича. Например, светосила даже его самого первого телескопа выше, чем у многих современных фабричных.
— Я собирал его по той самой книге Навашина, — поясняет Виктор Николаевич. — Длина этого телескопа — метр двадцать, диаметр трубы — 170 миллиметров. А само зеркало 150 миллиметров диаметром.
Диаметр зеркала одной из последних моделей, собранных Сыткиным по системе Кассегрена, превышает диаметр первого вдвое. Этот телескоп пенсионер использует для наблюдения за Луной. А большие звездные поля лучше изучать с помощью телескопа системы Дмитрия Максутова. У него больше угол обзора.
Все эти три телескопа, включая тот, самый первый, стоят дома у Виктора Николаевича. Но самое свое значимое открытие на небе пенсионер сделал… без телескопа.
— Снимал с балкона пейзаж, а когда увеличил изображение, на фотографии появились контуры НЛО, — вспоминает пенсионер. — Классическая, как в книгах и фильмах, летающая тарелка.
Впрочем, в другой раз на снимках, сделанных все с того же балкона, оказалась уже не тарелка, а треугольник. Если верить омским уфологам, такие вот треугольные летающие объекты периодически патрулируют небо над городом.
На возражения скептиков, что на снимке вовсе не НЛО, а, например, какой-нибудь метеозонд, Ситкин не обижается. Его больше волнует, что некому пере
дать свое мастерство.
— Мне уже семьдесят пять, — говорит Виктор Иванович. — Жаль будет, если мой опыт и наработки так никому и не пригодятся…