В минувшую субботу страна отмечала 90-летие российской гражданской авиации. На аэродроме в Калачёве собрались представители летающей профессии, правоохранительных органов, контролирующих органов, общественные деятели, чтобы обсудить проблемы авиации так называемого общего назначения.
То взлёт, то посадка
Для начала руководитель Омской региональной федерации сверхлегкой и легкой авиации Сергей Балябкин предложил желающим совершить обзорный полет на самолетах «Aeroprakt- A22», коих в Калачёве базируется пять штук.
– Не надо фотографировать перед полётом! – Увидев нацеленные на него фото- и видеокамеры, достаточно жестко сказал летчик Сергей Морозов, но потом улыбнулся. – Вот приземлимся, тогда – пожалуйста!
Никто не обиделся: летчик – профессия опасная, и, как в каждой опасной, есть в ней свои приметы.
Потом, уже на земле, громко поаплодировали Морозову и за то, что мы благополучно сели, и за незабываемые ощущения.
– В основном мы на наших самолетах занимаемся авиационной охраной лесов, – позже пояснил Сергей Балябкин. – Например, этим летом работали в Красноярском крае, Томской области, где горела тайга. Находили очаги пожаров, контролировали, куда идет огонь, сообщали в наземные службы. Кроме того, если, не дай бог, где-то произойдет авиационное ЧП, наши самолеты способны вылететь в считанные минуты на поиск места катастрофы, на поиск людей: «Aeroprakt» способен взлететь с ограниченной площадки и сесть на такую же. Способен доставить лекарства или врача в труднопроходимые районы. Допустим, в Омской области есть такое поселение, как Малая Бича. Туда в распутицу только самолетом и можно долететь.
За круглым столом автору этих строк стало понятно, почему именно сегодня собралось столько заинтересованных людей. Оказывается, в Омской области попросту нет посадочных площадок. Если, например, в той же Америке существует 20 тысяч так называемых корпоративных аэродромов – по одному на каждые 500 квадратных километров, то в Омской области их должно быть 282. А их всего пять.
При этом в США 500 тысяч пилотов-любителей, которые в экстремальной ситуации могут вылететь на поиск и спасение человека, а у нас таковых можно пересчитать по пальцам.
Гастарбайтеров – в лётчики
– Летных кадров хронически не хватает, – сообщил бывший генеральный директор ОАО «Омский аэропорт», заслуженный работник транспорта РФ Сергей Круглов. – Скоро гастарбайтеров-таджиков начнем в летчики набирать!
Сегодня Сибирская база авиационной охраны лесов, которая и базируется на аэродроме в Калачеве, пожалуй, единственный центр, где обучают летчиков-любителей. И то далеко не каждому по карману позволить себе такое обучение. При этом только здесь можно подготовить специалистов, которые могут проводить лесоавиационные работы, подготовить летчиков-наблюдателей и парашютистов-пожарных, способных десантироваться в труднодоступных местах и начать локализацию пламени.
За круглым столом много говорилось и о том, что неплохо бы обязать глав сельских поселений восстановить хотя бы те 14 посадочных площадок, которые существовали в Омской области во времена СССР. О необходимости каких-то дотаций государства, чтобы готовить из омских юношей и девушек пилотов-любителей. О том, что необходимо менять законодательство в плане разрешения полетов в том или ином месте, – а то, как выразился один из участников выездного совещания, «скоро летать и не на чем будет, и некому».
Конечно, не обошлось и без вопросов о безопасности полетов легких и сверхлегких самолетов. Например, в Знаменке находятся четыре вышки сотовой связи, и в скором времени, как выражаются летчики, если ничего не изменится, летать туда вообще не представится возможным.
Одним словом, было высказано и много пожеланий, и много советов, как сделать жизнь омичей более комфортной благодаря легким и сверхлегким самолетам. В конце концов собравшиеся пришли к выводу, что нужно создать рабочую группу, которая занялась бы решением всех вышесказанных вопросов, и обратиться с соответствующим письмом к губернатору Омской области.