Блокпост Александра Лейфера

Блокпост Александра Лейфера

Как же был прав великий Лев Николаевич Толстой, когда писал больше столетия назад: «Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Будет совестно сочинять про какого-нибудь вымышленного Ивана Ивановича или Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только рассказывать то значительное или интересное, что им случалось наблюдать в жизни».

Новый сборник омского прозаика, публициста, журналиста Александра Лейфера «Блог-пост, или Кровь событий» (Омск: издательский дом «Наука», 2012) относится именно к таким книгам. В ней автор рассказывает о самой жизни, о том «значительном и интересном», что довелось пережить и прочувствовать ему самому; о тех событиях, свидетелем которых был; о тех людях, с которыми общался; о городе и стране, где он живёт…

Предыстория

В эссе «Голубые глаза лошади» (вместо предисловия) автор пишет о появлении сборника: «В прошлом году неожиданно стал не кем-нибудь, а… блогером. Пришли вдруг из администрации рекламно-информационного агентства «Омск-Пресс» и предложили: пишите, мол, для нашего сайта раз в неделю пару-тройку страниц — о чём хотите. Об окружающей нас жизни-жестянке… О культурной, в частности, её составляющей. О выходящих книжках… Или вспомните что-нибудь…»

Наверное, многие читали записи А.Лейфера в блоге автора на: «Омск-Прессе», но книга есть книга! Одно дело — читать с монитора компьютера, когда написанное всё же воспринимается в контексте «информационного агентства», злободневной информации; другое дело — то же эссе, вошедшее в общее повествование, «отлежавшееся, отстоявшееся» и превратившееся из «информации», высказанного сегодня и сейчас мнения и впечатления в нечто иное — кусочек времени, истории, жизни.

Да, большое спасибо надо сказать «Омск-Прессу», что подвиг А. Лейфера к написанию этих очерков и эссе, как это по-современному говорится — «постов»! Ведь, возможно, многие из них и не увидели бы свет, лежали бы в «закромах памяти» автора, оставались памятью старых фотографий, газетных вырезок, дорогих сердцу книг… Как бы то ни было, сборник вышел! Автор выражает искреннюю благодарность тем, кто помог ему в выпуске книги, а читатели к нему присоединяются, потому что это подарок не автору, а им.

Книга

Открывается новая книга А. Лейфера гербом города и надписью: «К 300-летию Омска». Действительно, к юбилею города это очень подходящее издание. История Омска — на каждой странице. Какие имена: Достоевский, Антон Сорокин, Тимофей Белозёров, Аркадий Кутилов…

Из современных омских писателей, со многими из которых автор дружил (увы, уже очень многих; нет в живых) и имена которых Александр Лейфер не даёт забыть читателям XXI века, — Вильям Озолин, Виктор Утков, Михаил Малиновский, Эдмунд Шик, Геннадий Гаврилов, Борис Гвоздев, Елена Миронова-Злотина… Это такая панорама литературной жизни Омска конца XX века! Кроме этого, есть посты, посвящённые теперь уже классикам: Александру Вампилову, Белле Ахмадулиной… Есть замечательное эссе о Хемингуэе («Марлин»), Есть горькая реплика «Крапивное семя» в адрес чиновников, не решающих вопрос об увековечении памяти замечательного красноярского поэта, драматурга, писателя Романа Солнцева.

Панорама литературных портретов постепенно выходит далеко за омские границы, но и этим связана с историей города — личностью самого автора. И в этом особая привлекательность очерков и эссе Лейфера, ведь они не умозрительны, не общи: любой герой связан с его личными событиями, чувствами, встречами, переживаниями, и именно от этого «Блог-пост» читается с таким интересом!

Справедливо пишет о новой книге сибиряка писатель из Нижнего Новгорода Елена Крюкова: «Какие-то имена просвещенный читатель знает, какие-то судьбы становятся первой встречей, открытием. И бесценно то, что автор расположил на страницах книги портреты своих друзей: фотографии и рисунки, гравюры и наброски — на них запечатлены дорогие сердцу А. Лейфера люди, люди сибирской культуры. Сибирь вообще уникальный край; эта огромная земля, вместившая в себя полстраны, всегда отличалась размахом характеров и по-особому, остро и открыто понимаемой человечностью. Широта сибирской природы, богатства ее недр наложили на хар
актер сибиряка отпечаток этой безусловной шири и мощи. Интерес к новизне, крепость данного слова — это тоже «приметы» сибиряка, особенно творческого человека; таковы друзья Александра Лейфера, о которых он с любовью вспоминает в книге…»

А вот певец Жан Татлян — ну какое он отношение имеет к Омску? Да, автор был на его концерте в 1967 году… Но такое щемящее эссе «Осенний свет» появилось благодаря этому имени, такая в нём атмосфера Омска конца шестидесятых, чувства и поступки людей того времени, молодость и безрассудство… Всё это, как поется в старой песне, «наша с тобой биография»…

Есть, конечно, очерки, и впрямую посвящённые истории города, например такой, с говорящим названием: «Нефтяники обожаю!». (Этот район Омска возник благодаря строительству нефтезавода, судьба многих тысяч омичей, в том числе и автора, связана с городком Нефтяников). И биография самого автора — коренного омича, которой открывается книга; и биографии его родителей — выпускницы знаменитого Худпрома имени Врубеля 3. В. Болотовой и заслуженного учителя Э. Я. Лейфера; и фантастические жизненные дороги деда, В. В. Болотова, который в годы Первой мировой был в немецком плену, но сумел вернуться в родной Омск, — это всё непридуманные страницы общей истории города и страны, которые волнуют душу и сердце неравнодушного читателя.

Автор

Будет ли интересна новая книга А. Лейфера не омичам, читателям других регионов и других стран? Несомненно. Во-первых, потому, что темы в ней поднимаются не сиюминутные, а вечные. Во-вторых… Об этом очень хорошо сказал известный молодой современный писатель Захар Прилепин на 25-й Московской международной книжной выставке-ярмарке. На вопрос о том, должна ли быть политизированной современная литература, Захар замечательно ответил, что «литература должна быть не политизированной, а «местечковой» в лучшем смысле этого слова. Самая главная и самая интересная литература та, которая описывает людей и события определённого места!»

Даёт ответ на этот вопрос и уже цитировавшаяся «не омичка» Е. Крюкова: «Книга «Блог-пост, или Кровь событий» — и впрямь событие — и в жизни автора, отважившегося на точное, подробное, живое запечатление былого, и для читателя, который, без сомнения, рад будет заглянуть во время, им не прожитое, узнать Сибирь лучше, глубже, сердечнее; понять, что такое бег времени и человеческие мужество, творчество, любовь».

Не снижает ли художественного уровня эссе обязательное наличие информационного повода, необходимого для публикации на сайте «Омск-Пресса» (громкое общественное событие или выход новой книги, памятный день или юбилей коллеги по перу и т. п.)? Как раз наоборот! Это только придаёт ощущение жизни, биения живого пульса времени. Не зря второе название книги — «Кровь событий», то есть не поверхностный вид, а нутро, смысл происходящего…

Разговаривала недавно [по телефону с общим знакомым: слышал, мол, Александр Эрахмиэлович новую книгу выпустил, «Блог-пост» называется? Он спрашивает: «О войне?» Я удивилась: «Почему о войне? О мире… О современности, о литературе, об истории… О жизни, в общем…» Потом поняла реакцию. Название на слух воспринимается как «Блокпост». Очень символично. Что такое блокпост? Как поясняют словари, -«заградительный контрольнопропускной пункт, способный самостоятельно держать круговую оборону». Он и держит. Оборону против бездуховности и пошлости, равнодушия и беспамятства.

И очень хочется верить, что те, кто прочитает эту книгу, присоединятся к автору, станут единомышленниками, войдут братство его «блокпоста» и «заградительный пункт» станет от этого мощней и непобедимей…

А если таких «блокпостов» будет всё больше, авось и выстоим!

ОмскПресс