Виктор Сальников: «Вузы должны адекватно отвечать на «вызовы времени»

Общество

Виктор Сальников:  «Вузы должны адекватно  отвечать на «вызовы времени»

В третий раз подряд ректором СибАДИ на очередные пять лет избран Виктор Сальников. Вскоре после избрания он рассказал «Обозревателю» о проблемах и перспективах развития вуза и о том, как академия собирается противостоять негативным последствиям финансового кризиса.

– Прежде всего, хотелось бы, пользуясь случаем, ещё раз поблагодарить коллектив академии за оказанное доверие. Думаю, что предыдущие годы были не менее трудными, а может быть, и более проблемными, чем нынешний период, – отметил ректор. – Однако проделана значительная работа для адаптации в новых сложных экономических условиях. Нам приходилось быстро реагировать на условия переходного периода, находить нетрадиционные решения, адаптировать вуз к переменам и инновациям.

На этом этапе СибАДИ удалось решить проблему выживания и устойчивого развития, а главное, сберечь кадры, сохранить студенческий контингент, обеспечить студентам и аспирантам условия для получения качественного образования. Прогрессивные перемены в вузе нельзя не отметить. Так, за последние годы существенно вырос кадровый потенциал, улучшилось информационно-компьютерное обеспечение всех сторон деятельности академии, аккредитовано большое количество новых специальностей, расширилось коммерческое образование и многое другое. Но все это, считает Сальников, только обеспечивает основу для дальнейшего развития, поскольку проблем ещё немало.

Среди них, например, недофинансирование высшей школы и вялотекущая техническая модернизация, старение научно-педагогических кадров.

– Но трудности надо преодолевать, а проблемы – решать, – говорит Виктор Сальников. – Основные усилия намерен направить на реализацию поставленной цели, которую поддерживает коллектив, – это содействие устойчивому инновационному развитию академии. В этой ситуации считаю необходимым обозначить приоритетные направления на посту ректора: совершенствование структуры академии и нормативных документов, повышение финансовой самостоятельности, оптимизация кадрового потенциала, формирование эффективной инновационной системы академии, ориентирование вузовской науки на конечный результат, расширение программы социальной поддержки профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов, закрепление молодых ученых и создание кадрового резерва.

По мнению ректора, для успешного решения возникающих в предстоящий период проблем и адекватного ответа на «вызовы времени» академия должна сформировать новую траекторию движения, которая позволит вузу качественно измениться и выйти на более высокий уровень развития. Переход академии в новое качество предполагает адекватные изменения в соответствии с запросами государства и общества, ориентированные на создание вуза инновационно-предпринимательского типа, а также на стимулирование эффективного труда и развитие корпоративной культуры. Такая модель развития академии, считает Сальников, способна обеспечить расширение финансо — вой базы и повысить финансово-экономическую устойчивость. Конечно, для этого потребуется критически переосмыслить сложившиеся подходы и методы работы в коллективе, отказаться от тех, которые оказались недостаточно эффективными либо уже в ближайшем будущем станут бесперспективными. Кроме того, необходимо масштабно внедрять по всем направлениям инновации. Разумеется, реалистичные, учитывая, что ближайший период будет сложным.

– Сегодня мы вступаем в новую фазу конкуренции на рынке образовательных услуг, когда их качество становится ключевым фактором формирования контингента студентов и бюджетной, и внебюджетной форм обучения, – подчеркнул собеседник. – Ведь современные методы конкурентной борьбы основываются не на цене, а на качестве продукции и услуг. Поэтому мы реализовали проект по распространению дистанционного образования в сельской местности Омской области для граждан с невысокими доходами. Сейчас предпринимаем усилия выйти на рынки Севера, в частности в Тюменскую область. Понятно, что лучшие возможности для развития академии дадут востребованные специальности, пересмотр сложившегося отношения к формам довузовского и послевузовского образования, развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров, получения параллельно диплома по второй специальности. Пока же лишь кафедра иностранных языков проводит обучение по программам переподготовки (более 1000 человек). Виктор Сальников считает, что назрела потребность диверсификации довузовского образования за счет реализации на базе академии программ СПО и программ подготовки рабочих профессий.

Поделился ректор и своим видением реализации Болонского процесса по выстраиванию двухуровневой системы образования. Здесь так же, как и с ЕГЭ, есть как положительные, так и отрицательные моменты. В целом, считает он, больше положительных, но реорганизация всего учебного процесса по новой кредитно-модульной системе представляет особую трудность, в результате теряются национальные достижения и традиции. Еще труднее совмещать подготовку бакалавров и специалистов. Необходимо знать, какие специальности сохранятся как моноподготовка, как это принято в отношении медицинских вузов, а что будет использоваться при подготовке бакалавров и магистров. Ведь суть Болонского процесса состоит в реформировании не столько образования, сколько рынка труда. – А как вы относитесь к введению ЕГЭ? – Многолетний эксперимент по внедрению ЕГЭ в систему образования как единого выпускного и вступительного экзамена в вуз так и не получил однозначной поддержки, – считает ректор. – Сегодня много говорится и пишется как о положительных моментах, так и о недостатках. Один из них – это то, что объединение в государственной аттестации и выпускных школьных, и вступительных экзаменов в вузы не соответствует внутренней логике развития этих двух уровней образования, так как перед ними стоят совершенно разные задачи. Проблемой этого года явилось то, что слишком поздно Минобразование РФ согласовало положение о вступительных испытаниях и набор дисциплин, по которым представляется ЕГЭ для поступления на ту или иную специальность. Огорчает, что многие выпускники по выбору заявляли чаще обществознание, нежели физику или информатику, которые являются обязательными для поступления в большинство вузов технического профиля. Думаю, что результаты этого года помогут расставить приоритеты в использовании ЕГЭ как единого экзамена.

Говоря о судьбе высшей школы, Виктор Сальников заметил, что ей на пользу пойдёт закон, позволяющий вузам создавать малые предприятия. Этот законопроект уже рассмотрен Госдумой в двух чтениях. Но уповать на то, что, как только появится юридическая основа, вузы пойдут по этому пути семимильными шагами, не приходится.

– Чтобы организовать малое предприятие, нужно оборудование. А где взять средства на его приобретение? – резонно замечает ректор. – Конечно, у нас имеется большое количество наработок, некоторые из них уже реализуются в производстве, а некоторые рассматриваются предприятиями-производителями.

 

Андрей КОЛОМИЕЦ

ОмскПресс