Слышен ли диалог общества и власти?

Без рубрики

Слышен ли диалог общества и власти?

В Омске прошёл третий региональный форум «Институты гражданского общества как ресурс развития региона». Член общественной палаты второго созыва Александр Минжуренко считает, что в период создания институтов гражданского общества «главная опасность – превратить его в имитацию».

По официальной оценке регионального правительства, Омская область «в целом по ключевым показателям в масштабе страны в последнее время снизила позиции». Речь прежде всего об экономике. Но отмечено также, что не лучше обстоят дела и с показателями уровня жизни. Потому, по мнению губернатора Виктора Назарова, выходом из сложившейся ситуации может стать реализация разрабатываемой экспертным сообществом стратегии развития региона, которая должна быть открытой для общественного обсуждения с населением, некоммерческими организациями, экспертами.

С другой стороны, степень развития гражданского общества определяется уровнем взаимодействия, качеством диалога между властью и обществом. Причем предполагается, что именно общественные институты будут задавать тон в этом диалоге. И, что важно, в диалоге, при необходимости, наступательном и требовательном.

Собственно, с этой целью – приблизить общество к власти и наоборот – и была создана региональная общественная палата. И если мы хотим взглянуть на состояние гражданского общества в Омской области, то совершенно естественно, что в первую очередь следует учесть уже накопленный опыт общественной палаты.

Секретарь палаты Лидия Герасимова в своем выступлении на форуме без тени сомнения заявила о том, что гражданское общество в Прииртышье создано. И при этом общественная палата внесла в это существенный вклад, введя в практику общественный контроль за действиями органов власти. Лидия Герасимова все перечислила: сколько за первые четыре года проведено заседаний палаты, сколько рабочих групп и сколько круглых столов, сколько раз подводили итоги и утверждали планы работы.

В частности, например, общественная палата провела экспертизу ситуации с вредными выбросами в атмосферу тепловых компаний, круглый стол по Птичьей Гавани, а в обсуждении по аэропорту члены палаты сошлись во мнении, что аэропорт необходимо выносить за пределы города, и вообще новый аэропорт нужно строить. Вывод, согласитесь, важный.

Провели и круглый стол, касающийся духовно-нравственного воспитания молодежи. И рекомендовали молодежным организациям повысить активность вовлечения молодежи в добрые дела. Кроме того, общественная палата выявляла мнение омичей относительно памятника Колчаку, установила «горячую линию» на июньских выборах мэра Омска, по которой горожане могли сообщать о нарушениях.

В принципе, общественная палата мероприятий разного рода провела немало. И именно это обстоятельство, вероятно, не позволило секретарю палаты сообщить в докладе о конкретных результатах всех этих запросов, экспертиз и круглых столов. Члены некоммерческих организаций, собравшиеся на форуме, так и не услышали, что там с выбросами в атмосферу, с памятником опальному адмиралу и воспользовались ли омичи «горячей линией» на выборах мэра. Не упомянула Лидия Герасимова и о конкретных диалогах с властью, а также о том, все ли в этих диалогах шло тихо-мирно или случались разногласия.

А это было бы интересно. Тем более что заведующая кафедрой политологии ОмГУ Инна Ветренко считает: у нас гражданское общество сталкивается с проблемами, а власть отстает от интересов и потребностей общества. (У общественной палаты, скажем в скобках, похоже, проблем нет, по крайней мере, секретарь палаты об этом даже не заикнулась). И политолог называет причину этого: низкий уровень доверия граждан к некоммерческим организациям. Каково бы ни было их количество, им необходимо в первую очередь прибавлять в качестве. Потому Инна Ветренко, в отличие от той же Лидии Герасимовой, уверена, что гражданское общество, которое в России несомненно появилось, можно и нужно критиковать. Ведь в треугольнике власть – бизнес – НКО гражданское общество сегодня самое слабое звено.

И в этом свете ту же общественную палату требуется разбюрократить, теснее встроить в общество, взять за основу неформальный и более принципиальный подход к своей деятельности. Чтобы общественная палата могла четко высказаться и по строительству кремниевого завода, и по обманутым дольщикам, и по состоянию дорог, и по росту тарифов ЖКХ.

Но было бы неверным все сводить к одной общественной палате, которая, скорее всего, пока только ищет свои эффективные методы работы. А где активность сотен других общественных организаций?

Вот в Союзе предпринимателей считают, что в партнерстве бизнеса и общества государство находится посередине и что острых углов в этом взаимодействии еще много. Но при этом бизнес-сообщество декларирует, по сути, лозунговую задачу: вовлекать молодежь в предпринимательство, что способствует и будет способствовать становлению гражданского общества, но тут же сетует (в выступлении бизнес-леди Татьяны Еременко) на то, что молодежь не готова к трудностям. И за скобками остается то обстоятельство, что эти трудности на пути к предпринимательству для многих становятся непреодолимыми. И не эффективнее ли лозунг «Молодежь – в предпринимательство» заменить политикой демонтажа чиновничьих барьеров на этом пути? Пользы наверняка было бы больше.

Безусловно, содержательный и принципиальный диалог между обществом и властью позволяет лучше решать насущные проблемы населения. Более того, диалог этот вполне может переходить и перетекать в споры, если те конструктивны и ведут к результату. Ведь понятно, что гражданское общество, по большому счету, необходимо в равной степени как простым людям, так и власти. К счастью, в России в целом и в Омской области в частности это понимают все больше. Хотя гражданское общество сегодня только формируется, оно на перепутье: или окрепнет, или так и будет лишь подавать признаки жизни. Диалог всегда ведет к спокойствию и к решению проблем, в первую очередь, экономических. А большинство болезней общества – от экономики.

Комментарии

Ольга Чекмарёва, член общественной палаты двух созывов:

— Мы, проводя любое мероприятие, давая экспертные оценки, обязательно привлекаем к этому многие общественные организации, которые становятся для нас и участниками обсуждения, и партнерами. И по итогам мы представляем резолюции, решения в органы власти. Общественная палата не раз вносила изменения в различные законопроекты. Правда, нельзя сказать, что законодатели принимали именно наши поправки, они исходили и от других экспертов, но ведь принимали.

Конечно, треугольник общество — власть — бизнес сегодня не равносторонний, власть в нем имеет угол побольше. Но и власть нуждается в нас, а не только мы в ней. Тем более что строить гражданское общество мы лишь начали, и останавливаться нельзя, как бы неэффективно пока не получалось. Гражданское общество только встает на ноги, и ему нужно время.

Александр Минжуренко, член общественной палаты второго созыва:

— Я студентам читаю лекции как раз на тему «Гражданское общество и государство». И я говорю, что гражданское общество у нас уже есть. Через увеличительное стекло, но я его вижу. И вижу, что оно пока еще в зачаточном состоянии, но есть. По сути, мы вернулись к кухням, сегодня кухни — это Интернет, блогосфера. И эта кухня, нарастая количественно, должна переходить в более высокое качество.

У нас здесь гражданское общество еще слабее, чем в России. Вот в Омской области зарегистрировано почти 2800 общественных объединений, но из них действенны только около 400. Но и это какая-никакая, а оглядка для власти. И реакция есть. Но для какого-то прорыва у нас нет политической атмосферы. И здесь главная опасность — превратить гражданское общество в имитацию. Мы не должны этого допустить. Безусловно, на гражданское общество я возлагаю большие надежды, но реально оно возможно очень не скоро. Но уже тот факт, что у нас появился этот термин, — маленький, но шажок вперед. И гражданское общество следует и дальше развивать. Пусть даже в бюрократическом виде. Лучше так, чем никак.

ОмскПресс