Древний голос Альп

Без рубрики

Древний голос Альп

На сцене Концертного зала 14 декабря появился альпийский рог – национальный символ Швейцарии. Солировавший в программе симфонического оркестра музыкант Аркадий Шилклопер рассказал об этом инструменте, редком госте концертных площадок.

Вчера и сегодня

Альпийский рог, или горн (Alphorn) – гигантская дудка длиной от двух с половиной до семи и более метров, и чем меньше его длина, тем выше звучание. Рог служил практическим целям: с его помощью перекликались друг с другом далекие горные села и пастухи на склонах Альп. Первым вывел этот рог на сцену Леопольд Моцарт, сделавший инструмент солистом в оркестровом произведении.

Этот искони деревянный инструмент был одночастным, и поэтому его невозможно было перевозить. Сейчас он сборный и поддается транспортировке. Современное производство довольно высокого класса, и «сборность» инструмента не нарушает звук. Более того, как рассказал Аркадий, благодаря металлическим соединениям голос альпийского рога приобретает прочность и стабильность.

Всероссийская премьера

Для альпийского рога пишет очень мало композиторов. В репертуаре Аркадия Шилклопера самый часто исполняемый – Даниэль Шнидер. Специально для музыканта он написал четырехчастный концерт, который звучал в Омске в предыдущий приезд Аркадия. А вот исполненный 14 декабря концертштюк Тристана Шульца стал российской премьерой. Шульц тоже написал это произведение специально для Шилклопера, для исполнения на австрийском фестивале Tiroler Festspiele. Первыми эту музыку услышали жители и гости города Эрл в Тироле, где проходил фестиваль. Омичи стали вторыми.

Экзотика на родине

Альпийский рог на концертной площадке – экзотика не только для русского зрителя, но и для самих швейцарцев.

– Во-первых, потому что этот инструмент на сцене, с оркестром, редко появляется, – объясняет причину такого «непатриотизма» альпийских жителей Аркадий Шилклопер. – Во-вторых, люди, которые приходят на концерты, не обязательно слышат голос этого рога в горах. Так что для них это все равно экзотика, а тем более если играет такой музыкант, как я, исполняющий не традиционную музыку, а сочинения композиторов.

На улицах Швейцарии, бывает, играют ансамбли альпийских рогов, но очень простые мелодии, как правило, на три голоса, медленные и протяжные. Пассажей никто не выдает, что понятно: инструмент непростой для артикуляции, на нем нет никаких клапанов, все ноты играются только губами. И поэтому в мире существует не так много исполнителей на этом инструменте. Например на российской сцене Аркадий Шилклопер – единственный.

Зеркало-рояль

Единственной проблемой при игре на альпийском горне музыкант называет контроль звука: слишком далеко «вход» от «выхода». Когда Аркадий только начинал осваивать инструмент, вообще не понимал, что делает: вроде здесь играет одни ноты, а там слышит другие. Это было самым сложным в обучении. Подставлял рог к стенке, засовывал под рояль – «ловил» звук в отражении. Сегодня, конечно, такие меры не требуются: музыкант уже знает, что и как. И придумал еще один способ, которым делится со своими студентами:

– Я, когда играю, порой перебираю пальцами, как будто на роге есть клапаны. На самом-то деле их нет, но поскольку существует мышечная память и я знаю, что вот эта нота берется этим клапаном, то, как только начинаю перебирать пальцами, в ноты становится попадать гораздо легче.

Музыкальный конструктор

У Аркадия Шилклопера много альпийских рогов, и среди них есть сборный, подаренный швейцарским мастером Жеральдом Потом. Он сделал рог, у которого можно менять строй, собирая его, как пазл: есть основная и восемь дополнительных частей, при этом сразу все не используются. Части меняются и соединяются в зависимости от того, какой музыканту нужен строй инструмента.

ОмскПресс